Поправки в законодательство, которые одобрило правительство, призваны защитить граждан от мошенников. Возможно ли такое? О деталях нововведения "РГ" рассказал руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский.
Российская газета | Владимир Игоревич, проект поправок в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" уже находится в Госдуме. Между тем многие игроки туристического рынка да и туристы до сих пор не понимают сути изменений.
Владимир Стржалковский | Да, действительно, я тоже столкнулся с некоторым непониманием наших предложений. Тем не менее их суть предельно проста.
Что происходит с туристическим рынком сегодня? В стране появилась масса туристических фирм-однодневок, которые плохо выполняют свои обязанности или не выполняют их вообще. И когда недовольные или обманутые туристы идут в суд, оказывается, что этим компаниям нечем платить компенсацию - денег на счету нет, оборудование арендовано. "Отдадим, когда появятся средства", - говорят хозяева, но, как правило, никогда не выполняют своих обещаний. Фирма объявляет себя банкротом, а на следующий день в этом помещении начинает продавать путевки новый туроператор с тем же штатом сотрудников, но с новым названием. Получить лицензию-то сегодня несложно.
В этой ситуации страдают не только путешественники, но и репутация страны. Нередко мои коллеги, министры туризма других стран, активно развивающих туризм, прямо говорят мне о безответственности российских туроператоров.
Из-за плохой репутации даже турецкие партнеры работают с Россией очень жестко - требуют предоплату, повышают цены за риск, что, безусловно, сказывается и на стоимости путевок.
Как решить эту проблему? Надо, чтобы организаторы отдыха отвечали за свою работу материально: за качественную - прибылью и репутацией, за некачественную - выплатой достойных компенсаций. Я говорю о введении финансовых гарантий для туроператоров, о которых как раз и говорится в проекте поправок. Гарантами могут выступить банки или страховые компании, которые по соглашению с турфирмой станут выплачивать денежную компенсацию, если фирма не сможет выполнить условий договора с клиентом. Для компаний, продающих зарубежные туры, сумма гарантий должна составить 10 миллионов рублей, а для фирм, которые работают исключительно на территории нашей страны, - один миллион рублей. Туроператорам такая система обойдется от 0,2 до 4 процентов от суммы обеспечения. Именно такую премию будут получать от оператора банки и страховщики за свое финансовое поручение.
РГ | В каких случаях обманутые туристы смогут рассчитывать на компенсацию ущерба?
Стржалковский | В каждом из случаев, когда туроператор не выполнил свои обязательства перед клиентом: поселил не в ту гостиницу, не предоставил транспорт и так далее.
Вот возьмем последний случай: компания из Санкт-Петербурга сильно задолжала турецким партнерам, которые однажды не выдержали и официально отказались сотрудничать. Тем не менее туроператор отправил в Анталью очередную группу туристов. Естественно, их никто не встретил, не предоставил гостиницу. Людям пришлось за собственный счет платить за жилье, питание и обратные билеты. Получат ли они сегодня компенсацию - неизвестно, а после принятия поправок гарант обязан будет возместить все расходы.
РГ | Продуман ли уже механизм выплат этих компенсаций? Ведь туристам понадобится четкая инструкция, к кому обращаться в случае обмана.
Стржалковский | Конечно, такие инструкции есть. Если туриста обманули, ему придется собрать как можно больше доказательств - чеки у таксистов, автобусные билеты, подтверждение, что жил в гостинице и питался за собственный счет. Если документальных подтверждений не будет, компенсацию путешественнику будет получить сложнее. Туроператоры тоже могут оказаться пострадавшими от так называемых профессиональных туристов, которые специально выискивают или придумывают претензии к туроператору, чтобы получить компенсацию.
Если обязательства на самом деле не выполнены, то в первую очередь туристу надо идти к туроператору и пытаться решить вопрос полюбовно. Если оператор своей вины не признает, то тогда придется обращаться в суд. По решению суда гарант - банк или страховая компания - обязан выдать туристу компенсацию, причем вместе с судебными издержками. Если раньше туроператор отправлял туриста в суд и знал, что ему ничего не грозит, то сейчас он сто раз подумает, прежде чем отказываться выплачивать ущерб. Ведь если турист прав, он стопроцентно получит компенсацию.
РГ | Защитит ли обновленный закон туристов, находящихся за границей? Например, клиентам печально известного "Лук-тура", которые остались в Турции без жилья, еды и обратных билетов, помогало лишь консульство.
Стржалковский | В законодательстве такие нюансы не прописываются, между тем существует идея создания специального фонда защиты прав туристов за границей. Но, к сожалению, эта идея не имеет под собой реальных правовых оснований. Есть большая опасность, что этот фонд может быть использован в корыстных интересах.
Так что в этом плане ничего не изменится. За российских граждан, находящихся за рубежом, сегодня отвечает министерство иностранных дел. Одно могу гарантировать: если турист попадет в подобную ситуацию, без помощи российского консульства он не останется.
РГ | Основные споры сейчас разгорелись по поводу огромных сумм фингарантий. Говорят, что из 10 тысяч существующих туроператоров их смогут "потянуть" лишь 15 самых крупных. Это так?
Стржалковский | Безусловно, этого не произойдет. Ведь сегодня из 10 тысяч только несколько сотен реально занимаются туроператорской деятельностью и отправляют путешественников за границу или принимают иностранцев в России, остальные, по сути, являются турагентами и выполняют функции посредников.
Кроме того, я уверен, что у добросовестных операторов, пусть даже небольших региональных фирм, найдутся средства для обеспечения финансовых гарантий. Давайте посчитаем: любому туроператору нужно платить за аренду помещения, электричество, связь, оргтехнику, Интернет, командировки, транспорт, рекламу, участие в выставках, охрану. А также налоги и зарплату сотрудникам. Для этого надо, как минимум, 500 тысяч рублей в месяц, не считая прибыли (в Москве эта сумма гораздо больше). У компании с таким оборотом не будет проблем с выплатой процентов по фингарантиям, которые в самом плохом варианте будут равняться примерно 400 тысячам рублей в год. Если компания не сможет "потянуть" эти выплаты, то она либо работает по "черным" схемам, либо является турагентом. Мы же выступаем за прозрачный бизнес.
РГ | Бытует мнение, что это приведет к монополизации рынка, а значит, к росту цен на путевки на 20-30 процентов. Не слишком ли большая плата за спокойный отдых?
Стржалковский | Если цены и вырастут, что маловероятно при высочайшей конкуренции на рынке, то это произойдет на фоне стабилизации этого рынка. Я думаю, потребители только "спасибо" скажут за гарантию качественного отдыха. Но на самом деле цены при поездках за границу растут в первую очередь из-за постоянного роста стоимости авиационного топлива.
РГ | Понятно, что ни один закон не избавит от турфирм-мошенников. Но есть ли какие-то рекомендации для туристов, чтобы они не стали их жертвами?
Стржалковский | После принятия поправок, узнать, ответственный туроператор или нет, можно будет на интернет-сайте Ростуризма. Там будет опубликован Федеральный реестр, куда войдут все туристические компании с финансовыми гарантиями. Там можно будет узнать их юридический адрес, номер свидетельства о регистрации, информацию об их гаранте и так далее. Если компании в Федеральном реестре нет, то с ней лучше не связываться, она работает вне рамок закона.
Что касается посредников - туристических агентов, то в законопроекте мы предусмотрели обязательные пункты, которые должны быть указаны в договоре. Так, путевка не будет соответствовать действительности, если там не будет информации о туроператоре, его финансовом гаранте, программе пребывания, маршруте путешествия, уровне комфортности проживания и режиме питания. Также там должны быть прописаны ответственность сторон и порядок возмещения убытков в связи с "ненадлежащим исполнением своих обязательств".
Остальные рекомендации известны и сейчас: при покупке тура у компании надо потребовать саму путевку, договор с туристической организацией, авиационные билеты (обязательно туда и обратно). От себя добавлю, что не стоит гнаться за подозрительно дешевыми путевками. Например, недельный тур в Париж не может обойтись путешественнику в 300 евро, так как только самолет с гостиницей стоят около 500 евро. Те, кто просит меньше, наверняка мошенники. Так что советую сначала узнать цену в нескольких компаниях.
РГ | Если депутаты примут законопроект до нового года, успеют ли туроператоры заручиться финансовыми гарантиями?
Стржалковский | Да, конечно. После опубликования документа, у туроператоров будет 90 дней на решение всех вопросов. Это гигантский срок. На самом деле для заключения договоров с банками и страховщиками профессионалам турбизнеса нужно всего несколько часов.
РГ | А если, наоборот, Госдума в этом году не успеет рассмотреть поправки? Будет продлен механизм лицензирования, который официально отменен с 1 января 2007 года?
Стржалковский | Не думаю, что это понадобится делать. Я уверен, что депутаты при желании успеют решить этот вопрос в этом году.