По словам пресс-секретаря Юрия Жданова Ирины Волиной, "отставка не связана с тем, что он не справился со своими обязанностями": "Юрий Жданов был приглашен на раскрутку проектов особых экономических зон, и сейчас, когда действует агентство, принят закон об ОЭЗ и дан старт первым зонам технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, он переходит на другую работу. Такой деятельностью Юрий Николаевич занимался и ранее, в 2002-2004 годах, в должности заместителя министра экономического развития и торговли". Как сообщила Ирина Волина, сейчас экс-глава РосОЭЗ рассматривает несколько предложений, в том числе по работе в коммерческих структурах. Одновременно РИА "Новости", со ссылкой на источник в правительстве, сообщили о том, что Жданов подал заявление по собственному желанию. А в минэкономразвития "РГ" категорически отказались пояснить мотивы отставки.
Юрий Жданов возглавил РосОЭЗ в июле 2005 года одновременно с созданием агентства, перейдя в эту структуру с должности помощника премьер-министра. В конце прошлого года РосОЭЗ провело первые два конкурса на создание ОЭЗ и выбрало 6 проектов из 72 представленных. В этом году зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ.
Вчера же стало известно, что исполняющей обязанности руководителя РосОЭЗ назначена заместитель главы агентства Ольга Маркова, которая курировала проект туристско-рекреационных ОЭЗ. Кстати, срок подачи заявок от регионов на создание таких ОЭЗ продлен с 14 до 26 сентября. По неофициальной информации, причина в том, что ожидаемого количества заявок в отведенный вначале месяц собрать не удалось. Однако нельзя исключать и того, что готовится трансформация условий конкурса. В последнее время Юрий Жданов не раз заявлял о недостаточности суммы в 1,1 миллиарда рублей, которая выделена на ОЭЗ этого типа на 2007 год в проекте федерального бюджета. Но и в этом случае выбивать из парламента дополнительные средства и увеличивать число регионов-победителей теперь придется другому чиновнику.
Можно вспомнить, что РосОЭЗ, анонсированное Германом Грефом как важнейший инструмент инновационного прорыва, впервые попало под стрелы критики после первых конкурсов. Были претензии и по поводу малого числа победителей (первоначально планировалось, что их будет 10), но гораздо больше выражалось сомнений в эффективности использования бюджетных средств. Как известно, на 2006 год было выделено 8 миллиардов рублей, а в проекте федерального бюджета на 2007 год - более 11 миллиардов рублей. Нужно учесть и то, что эти суммы нужно умножать на два ввиду софинансирования проектов регионами. Были и прогнозы о превращении ОЭЗ в хорошо известное явление девяностых годов прошлого века - внутренние офшоры, чему есть все предпосылки в виде немалых таможенных и налоговых льгот для резидентов ОЭЗ.
Правда, в интервью "РГ" незадолго до своей отставки Юрий Жданов, признав, что критиков у него немало, их же и назвал гарантами прозрачности работы ОЭЗ, РосОЭЗ и созданного для управления бюджетными средствами акционерного общества "Особые экономические зоны" с филиалами в регионах. В том же духе высказался и Герман Греф: "Ситуация, сложившаяся после принятия закона об ОЭЗ, позволяет создать качественно другие зоны". Другие претензии к новому ведомству оказались менее масштабны. Так, не реализована идея создания технопарков на базе хороших проектов, не прошедших на конкурсах. Да и имеющиеся технопарки, кроме одного в Тюмени, были переданы в ведение мининформсвязи.
В 2006 году РосОЭЗ было доверено управление гораздо более серьезными средствами Инвестфонда (около 70 миллиардов рублей на 2006 год и около 110 миллиардов рублей на 2007 год, согласно проекту федерального бюджета). Уже 11 инфраструктурных проектов одобрены правительственной комиссией, ожидается подписание инвестиционных соглашений. Все это, а также продолжающееся вовлечение крупного бизнеса в ОЭЗ, планы новых конкурсов и грядущее принятие закона о ОЭЗ портового типа - именно они потребуют наибольших государственных затрат - объективно повышало удельный вес РосОЭЗ в структурах власти. Прокомментировать для "РГ" версию ряда экспертов о том, что РосОЭЗ может быть выведено из подчинения минэкономразвития, как это произошло в мае этого года с Федеральной таможенной службой, пресс-секретарь агентства затруднилась, отметив, что это вопрос не по адресу. Однако, судя по косвенным признакам, внешне неожиданная смена руководства РосОЭЗ означает больше, чем просто кадровую рокировку.
Досье "РГ"
Ольга Петровна Маркова родилась 24 мая 1956 года в Москве. Окончила Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе по специальности "Организация в строительстве", квалификация - инженер-экономист. С 1979 по 2005 год работала в Госплане России, а после реорганизации - в минэкономразвития. Прошла путь от экономиста до замдиректора департамента стратегии социально-экономических реформ минэкономразвития. 26 октября 2005 приказом министра экономического развития и торговли Германа Грефа назначена заместителем руководителя РосОЭЗ.