- Сегодня есть острая необходимость в совершенствовании механизмов реализации регионами своих полномочий, - заявил вчера Владимир Путин, открывая заседание президиума Госсовета, посвященное проблемам управления на региональном уровне. - В качестве основного механизма реализации полномочий предлагается активнее внедрять в регионах программно-многоцелевой метод. При этом в каждой программе необходимо планировать мероприятия, направленные на конкретный результат и на повышение эффективности расходов.
Последние три года в России активно шло разграничение полномочий между разными уровнями власти. Как вчера констатировал глава государства, этот процесс практически завершился - каждый уровень имеет согласованный и законодательно оформленный объем полномочий. А это основа эффективного государственного управления и действенного проведения социальной и экономической политики.
Осталось только научиться правильно использовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы.
Пока что используемые на местах механизмы не в полной мере ориентированы на конкретные результаты. Часто упор делается на устаревшие управленческие технологии, в частности, на формирование бюджета по затратному принципу. "При таком бюджетировании общество просто содержит то или иное учреждение, независимо от того, какие и сколько услуг оно оказывает, - подчеркнул президент. - При этом практически не учитываются изменения в численности и структуре населения". А на выходе получается, что существующие социальные учреждения не соответствуют потребностям граждан.
Так, в здравоохранении значительная доля средств расходуется на содержание стационарных учреждений, хотя пора отказаться от больничного принципа лечения в пользу амбулаторного, поскольку такой вариант является экономически более эффективным. В отдельных регионах, продолжил рисовать картину Владимир Путин, госпитализируется каждый третий житель, а статистика смертности среди трудоспособного населения продолжает расти.
"Во многих регионах по отдельным направлениям на неэффективные расходы приходится до половины и более финансовых средств - миллиарды рублей", - заявил глава государства. По данным рабочей группы президиума Госсовета во главе с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, с 1995 года неэффективные расходы консолидированного бюджета России на социальную сферу выросли на 25 процентов. При этом лидером неэффективности в части расходов на оплату труда является сфера общего образования, где за десять лет (с 1995 года) процент вырос с 20 до 50, составив в денежном выражении 110 миллиардов рублей. Если бы перераспределить все эти неэффективные расходы внутри самой отрасли, тогда зарплата учителям могла бы вырасти почти в два раза. Это касается и других сфер.
Тщательно изучив расходы бюджетов, рабочая группа сошлась на том, что в большинстве случаев доля текущих расходов постоянно возрастает и одновременно уменьшаются расходы на капитальные вложения. Из-за этого ветшают объекты социальной сферы, растет аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
При этом в текущих расходах большая часть приходится на заработную плату бюджетников. Несмотря на постоянный рост этой статьи, зарплата в бюджетной сфере по-прежнему отстает от заработной платы в экономике. Судя по представленным на заседании графикам это происходит не столько из-за недостаточного повышения доходов, а от постоянного роста количества работников той или иной сферы. Например, с 1995 по 2005 год количество учеников в России сократилось на 25 процентов, а преподавательский штат вырос на 3 процента. В количественном выражении это 5 миллионов и 5 тысяч соответственно. Аналогичная ситуация складывается и в остальных социальных сферах - предложение не соответствует спросу. В ряде регионов, имеющих одинаковую долю и плотность сельского населения, число учащихся, приходящихся на одного учителя, разнится вдвое, а иногда - более чем вдвое, наполняемость классов даже в большинстве городов не достигает нормативной.
Переломить ситуацию должно изменение системы оплаты труда на отраслевую. Правда, результатом этого должно стать - и рабочая группа Госсовета сей факт и не скрывает - сокращение числа работников в бюджетной сфере. Отраслевая система оплаты труда, говорится в материалах к президиуму, позволит "создать мотивацию у руководителя и коллектива образовательного учреждения на сокращение избыточного персонала". В качестве примера приведены "достижения" Тюменской области, где сначала пытались бороться с лишними работниками сферы за счет административных мер. Но с введением новой системы оплаты труда все пошло намного легче - за один год количество работников в образовании сократилось разом на примерно 20 процентов. Куда ушли все сокращенные, материалы не пояснили.
Также предлагается разработать систему показателей оценки эффективности деятельности региональных органов власти. Если изначально в эту унифицированную систему оценки предполагалось ввести 127 критериев, то уже к заседанию их количество выросло до 138.