Здесь местные рыбоводы возьмут оплодотворенную икру лосося и доставят ее на грузовых машинах в область. Икра будет заложена на инкубацию и станет залогом того, что красная рыба не исчезнет совсем из когда-то богатейших рек ЕАО.
Еще пятнадцать-двадцать лет назад два старейших на Дальнем Востоке рыбоводных завода - Тепловский и Биджанский, расположенные на территории области, закладывали на инкубацию ежегодно до семидесяти миллионов икринок каждый. Предприятия должны были поддерживать в "рабочем состоянии" огромные стада кеты, нерестившиеся здесь.
Этим успешно и занимались с начала тридцатых годов прошлого века. Однако к середине девяностых годов рыба почти исчезла. Например, в 1995 году здесь заложили на инкубацию чуть больше миллиона икринок. После этого цифра лишь незначительно колебалась, но ни разу не достигла плановых показателей, которые бы позволяли лососевым стадам даже не расти, а хотя бы не погибнуть. Осенняя кета оказалась под угрозой полного исчезновения.
Среди основных причин экологи называли безудержное браконьерство на Нижнем и Среднем Амуре, загрязнение реки, не знающий меры лов кеты со стороны китайских промысловиков. Местная кета идет по Амуру первая, ведь ее путь - самый длинный. Поэтому она попадает под главный удар заготовительных предприятий и браконьеров, действующих на всем течении реки. А после Хабаровска для нее начинается самый трудный путь - сквозь китайские сети. Соседи запрет на лов лососевых, как сегодня в ЕАО, не вводят, а лишь устанавливают квоты добычи. В последние годы - не менее ста тонн. Здесь завершают свой путь остатки когда-то роскошного лососевого стада.
Единственный способ сохранить его, а также загрузить работой заводы пока только один - везти оплодотворенную икру с еще относительно богатых рек Хабаровского края. Гурский завод был выбран в свое время как один из самых близких к ЕАО. В первые годы икру доставляли в область на вертолетах. Потом от такого способа транспортировки пришлось отказаться. Слишком накладно. Теперь емкости с драгоценным грузом возят тяжелыми машинами. Самый минимум, который позволит хотя бы сохранить местные стада, составляет примерно полмиллиона икринок.
Кстати, считалось, что малек, выращенный в ЕАО, но привезенный из другого места, все равно, следуя древнему инстинкту, вернется через четыре года уже взрослой особью туда, откуда была взята икра. Однако рыбоводы опровергли это утверждение. Несколько особей, в "детстве" отмеченных особым образом, все же пришли на свою вторую родину.