Рассмотрев две тысячи заявок от российских НКО, Общественная палата рекомендовала выделить бюджетные гранты 617 организациям, решившимся подать заявку. Наибольшую активность в соискании государственной помощи проявили всевозможные детские, молодежные и организации инвалидов, наименьшую - культурные и правозащитные.
Всего в нынешнем году государство с подачи президента выделило на поддержку НКО 500 миллионов рублей. Половину этой суммы было поручено распределить конкурсной комиссии ОП. Примечательно, что состав самой комиссии из 17 человек до определенного момента не слишком афишировался во избежание давления на ее членов, без которого, впрочем, не обошлось.
Тем не менее работа комиссии успешно завершена и список грантосоискателей, по мнению главы комиссии и заместителя секретаря ОП Сергея Катырина, в целом отражает весь спектр российских НКО и "состояние нашего гражданского общества и общественных организаций". При этом сам список пока не разглашается - опять же во избежание кривотолков.
Тем более что он пока не утвержден Советом Общественной палаты. Тематическое заседание Совета состоится 19 сентября, и после одобрения на нем (что наиболее вероятно) список будет отправлен в администрацию президента. Деньги же избранным НКО поступят после того, как список завизирует глава государства.
По словам членов комиссии, властные рекомендации никак не повлияли, если даже не сыграли негативную роль, при рассмотрении заявок. Бывали случаи и прямого лоббизма. По словам Сергея Катырина, членам комиссии порой звонили высокопоставленные симпатики отдельных НКО, интересовались ходом рассмотрения заявок, настоятельно рекламировали своих протеже.
Это также подвигало экспертов на углубленное изучение деятельности лоббируемых организаций, и зачастую оказывалось, что никакой деятельности, по сути, не ведется, а значит, правительственные гранты таким НКО ни к чему.
- Собственно, представителей гражданского общества среди поданных заявок немного. Зато много виртуальных НКО, - откровенно заявил коллегам член ОП Андрей Пржездомский, занимающийся контролем за силовыми ведомствами, реформой судебно-правовой системы и борьбой с коррупцией. - Они есть на бумаге, но если копнуть глубже, позвонить в регион, то оказывается, что никто такой организации не знает, у нее нет не то что структуры, но и членов.
Были, по словам Пржездомского, и совершенно вопиющие случаи. К примеру, одна из просветительских организаций подала заявку на миллион рублей, часть из которого намеревалась потратить на банкет в дорогом московском ресторане. Другая же собиралась на три миллиона арендовать дегустационный зал и приобрести автомобиль своему руководителю. Наконец, были крупные заявки от организаций, имеющих задолженность перед бюджетом. Естественно, что все они были отвергнуты привлеченными к работе экспертами. Вообще наибольшая заявка была подана на 604 миллиона рублей (наименьшая - 23 тысячи).
Еще одним спорным вопросом стали заявки от организаций, не испытывающих видимых материальных проблем, например многочисленных спортивных (чаще всего занимающихся популяризацией единоборств) организаций. Некоторым все же было выделено финансирование.
Всего из 617 отобранных комиссией НКО собственно общественной деятельностью занимаются 450. Остальные 167 - это ресурсные центры, занимающиеся методической и юридической поддержкой других НКО.