Проблемы остаются, и очень серьезные: около 200 000 детей-сирот живут в детских домах - цифра ужасающая сама по себе, а еще следует учесть, что лишь 10 процентов детдомовцев, по мнению специалистов, адаптируются потом к нормальной жизни. В воспитательных колониях находятся 14 000 детей, а 7000 несовершеннолетних - в следственных изоляторах.
Корни всех этих проблем надо искать в первую очередь в семье, в социально-экономических неурядицах, но и в институциональных прорехах: не хватает законов, регулирующих положение детей, отсутствуют они в основном на федеральном уровне. Процесс межведомственного сотрудничества плохо отлажен. Детские дома плохи не только с точки зрения воспитания и интеграции ребенка в нормальную жизнь, но и невыгодны с экономической точки зрения. Но часто нет и понимания со стороны населения: в 2005 году лишь 17 000 детей-сирот нашли новую семью, маму и папу. В плане на усыновление или опеку на 2007 год, как сообщила Екатерина Лахова, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, значится 77 000 тысяч детей, то есть по тысяче на каждый субъект Федерации, удастся ли его выполнить?
Олег Зыков, член Общественной палаты, уверен, что "осознание истины "человек - это важнейший экономический фактор развития" не должно выливаться лишь в демографический раж - у нас уже есть дети, которые должны стать ответственными гражданами, и обязанность общества - помочь им в этом".
В целом ряде субъектов были апробированы ювенальные суды, специализирующиеся на работе с несовершеннолетними. Юрист Николай Шилов, рассказывающий об этом опыте, подчеркнул, что важно не столько создание отдельных судов, сколько инфраструктура, позволяющая не наказывать, а воспитывать ребенка, так как около 80 процентов несовершеннолетних преступников получают наказание "условно". Мы обратились к одной из общественных организаций, которая проводит трехмесячные курсы по социальной адаптации", - делится опытом Николай Шилов, оговариваясь, что одной такой организации недостаточно на город. Подспорьем судам должны стать Уполномоченные по правам ребенка, в двадцати субъектах РФ они уже есть, но нет законодательного закрепления их обязанностей на федеральном уровне.
Карел де Рой, представитель ЮНИСЕФ в РФ и Республике Беларусь, обратил внимание на то, что детям надо дать возможность высказаться и рассказать о своих проблемах и подумать вместе со взрослыми о способах решения.