Прощаться с Михаэлем Шумахером спешат далеко не все

Именно ТАМ и тогда пройдет последний этап нынешнего сезона "королевских гонок". Сезона, который, как пообещал Михаэль Шумахер, станет последним в его долгой и славной карьере, продолжавшейся тридцать лет и три года.

 

Я устал, я ухожу!

Заявление Михаэля, суть которого сводится к классическому: "Я устал, я ухожу", прозвучало после того, как великий гонщик внес очередные исправления в таблицу рекордов самой престижной автогоночной серии мира. В прошедшее воскресенье он выиграл свой 90-й Гран-при, что отныне является высшим достижением всех времен и народов. Заметим, что Шумахеру-старшему принадлежат все рекорды "Формулы-1", кроме одного - рекорда по числу Гран-при, в которых стартовал гонщик. Это высшее достижение удерживает Риккардо Патрезе, на чьем счету 256 Гран-при. У Михаэля - 246 стартов. С учетом того, что до конца сезона осталось провести три гонки, становится ясно, что этот рекорд останется непобитым.

Есть еще одно обстоятельство, придающее слегка сентиментальный оттенок выбору места для объявления окончания карьеры. Именно в Монце в далеком уже 1991 году молодой и перспективный немецкий гонщик заработал свои первые очки в "Формуле-1".

- Я рад, что заявление об уходе прозвучало именно в Монце, после нашей победы, - отметил Михаэль. - Еще в Стамбуле я думал отложить этот момент до конца сезона, но на тестах Жан Тодт спросил, как бы мне хотелось поступить, и я выбрал Монцу. Я еще вполне конкурентоспособен, но мы не молодеем, и я не был уверен в том, что смогу сохранить эту форму в ближайшие годы. Мне никогда не хотелось быть посредственным гонщиком, это не мой стиль. Я не хочу думать о том, что было до того и что будет после, прежде всего - борьба за титул. Впереди три гонки, мы обогнали Renault в Кубке Конструкторов и здорово сократили отставание в чемпионате пилотов - оба титула вполне по силам Ferrari, и я хочу сосредоточиться на этой борьбе.

Поддерживает решение семикратного чемпиона и человек, без которого не была бы возможна блистательная карьера Шумахера, его менеджер Вилли Вебер.

- Такое решение требует времени, главный вопрос: остановиться или продолжать, но там много подпунктов, с каждым из которых нужно разобраться, - считает он. - Михаэль принимал решение самостоятельно, я лишь заметил, что восьмой титул - это лучший момент для окончания карьеры, это действительно максимум: "Да, вы покинете чемпионат, но уйдете, как король - больше, чем король. Вы - абсолютный герой". Я думаю, что никто и никогда не добьется таких успехов - восемь, нет, семь с половиной титулов на настоящий момент, невероятное количество побед. Это сенсация, это недосягаемая величина. Что касается причин, подвигнувших его на это шаг, то, возможно, Михаэль почувствовал, что уже не готов каждый раз выкладываться на 100 процентов, как этого требует "Формула-1". Он привык к совершенству, и потеря даже одного процента не позволила бы добиться прежних вершин. Наступает момент, когда вы должны остановиться, твердо решить - да или нет. Эпоха Шумахера окончена.

Но многие люди, чье мнение тоже весьма много значит в мире автоспорта, думают иначе. Так, Берни Экклстоун считает, что Михаэлю Шумахеру следует продолжить карьеру:

- При его таланте и физической подготовке он сможет провести еще, по крайней мере, два сезона.

Экклстоун, как близкий друг главы команды "Рено" Флавио Бриаторе, отметил:

- Я знаю, что в "Рено", не задумываясь, взяли бы его. Так что я не спешу прощаться с Шумахером.

От мальчика - до дьявола

Отношение поклонников автоспорта к семикратному чемпиону мира очень противоречивое. Достаточно проследить, как менялись прозвища гонщика. Сначала он был Солнечным мальчиком, а годы спустя стал Красным дьяволом. Кто-то возносит немца до небес, считая его примером для подражания, кто-то, напротив, его ненавидит. Но и те, и другие признают огромный талант немца, которым они восхищаются.

Так, действующий чемпион мира Фернандо Алонсо из "Рено" назвал немца самым нечестным пилотом в истории спорта. Он даже сравнил уход Шумахера с завершением карьеры Зинедина Зидана.

- Зидан ушел с большей честью, чем Шумахер, - приводит испанское издание Marca слова Алонсо. - Михаэль - самый нечестный пилот, на которого было наложено множество санкций в истории "Формулы-1". Но это не отменяет того факта, что он был лучшим пилотом, и для меня было честью бороться против него.

Да, в карьере Михаэля было немало спорных моментов, которые ревнители морали могут счесть сомнительными: достаточно вспомнить принесшее ему первый чемпионский титул столкновение с Дэймоном Хиллом в Аделаиде в 1994 году. Но в своих интервью Шумми неизменно подчеркивает, что он такой же человек из плоти и крови, как и его болельщики:

- Я всего лишь человек, не больше, - не раз повторял он.

А раз так, то он вполне имеет право на отклонения от идеального образа.

Вдобавок даже на эту ситуацию можно посмотреть с другой стороны. В том сезоне Михаэль подвергся жесточайшему психологическому прессингу. 1 мая практически на его глазах разбился его кумир Айртон Сенна. Посчитавшее, что чемпионат теряет интригу, руководство Международной автомобильной федерации (ФИА), во второй половине сезона стало тормозить немца всеми правдами и неправдами, постоянно дисквалифицируя его по любому поводу. Смехотворной кажется дисквалификация с Гран-при Бельгии: после ошибки Михаэля развернуло на поребрике, при этом днище болида стесалось, и это было отчетливо видно. Но именно за это Шумахера и дисквалифицировали: дескать, зазор между нижней точкой корпуса болида и землей превышает разрешенную величину, что дает гонщику аэродинамическое преимущество. Потом он пропустил три гонки, которые выиграл Хилл. От сорока очков преимущества осталось лишь одно. Таким образом, все решалось в Аделаиде. Причем Михаэль не был безгрешен в Австралии. Он ошибался на квалификации, ошибся и в гонке, повредив болид. Хилл мог просто ждать схода Михаэля, в таком случае чемпионом бы стал он. И Шумахер использовал свой последний шанс: захлопнул калитку. Под таким углом зрения ситуация уже не выглядит столь однозначной даже для самых записных моралистов. Вспомним и 1997 год, когда лишение Шумахера титула вице-чемпиона серии выглядело спорным и излишне суровым шагом руководства ФИА.

Вызывает уважение болельщиков и тот титанический труд, который немец проделал, вытаскивая давно забывшую вкус побед "Феррари" обратно на вершину "Формулы-1". Безусловно, он не был одинок в этой работе. Ему помогали и Жан Тодт и Лука де Монтедземоло. Но именно немец был наконечником копья, которое, пронизав весь по-средиземноморски расхлябанный организм "Скудерии", стало основой четкой командной структуры. Структуры, благодаря которой и пришли выдающиеся успехи.

Еще одно качество, всегда привлекавшее к Михаэлю, это его удачливость. Но удача любит сильных. А кто сильнее Шуми способен самозабвенно отдаваться любимому делу, посвящать ему всю свою жизнь? Сам он говорит о причинах своего успеха так:

- Я не знаю, как объяснить это, но я всегда ближе к своему пределу, чем другие пилоты. От круга к кругу я стараюсь максимально старательно изучить трассу, за один-два круга я уже знаю ее на 95 процентов. Кажется, другие за это время собирают 80 процентов информации, иногда и того меньше. Но я считаю, что всегда нужно развиваться. Я всегда уверен, что могу сделать это.

Фанаты других пилотов с грустью говорили, что гонки можно просто закрыть, ведь победитель известен задолго до финиша. Сам же Шумахер отвечал:

- Таким образом, бокс должен был умереть после серии побед Мохаммеда Али, футбол "накрылся" бы после успехов Марадоны и Пеле, а стоит Шараповой еще пару раз одержать победу - надо бы прикрыть и теннис. Да, у меня сейчас отлично идут дела. Что в этом плохого? Ведь и до меня были супергонщики, и в мое время на гонках выступали такие потрясающие асы, как Айртон Сенна (его очень долго никто не мог победить), и после меня они будут.

Но это дела дней будущих. Пока же мы имеем только то, что имеем: эпоха Шумахера - блистательная, противоречивая, полная взлетов и падений, завершена. И другой такой, скорее всего, уже не будет.

Все рекорды Михаэля Шумахера по состоянию на 15 сентября 2006 года

- 7 чемпионских титулов (прежнее достижение принадлежало Хуану Мануэлю Фанхио, который 5 раз становился чемпионом в 50-х годах); 90 побед за карьеру (прежний рекорд был у Алена Проста - 51); 153 подиума (второй в этом списке - Прост, на счету которого 106 подиумов); 68 поул-позишн (до этого лучшим был Айртон Сенна - 65); 114 стартов с первой линии; 75 лучших кругов в гонках (41 у Проста); 22 хет-трика (победа + поул + лучший круг); 1354 очка за карьеру (второй - Прост - 798,5); 13 побед на Гран-при в одном сезоне (2004); 148 очков в сезоне (2004); 15 сезонов подряд, в которых были одержаны победы на Гран-при; 19 подиумов подряд (2001-2002); 8 побед на одном Гран-при (Франции); 67-очковый отрыв от преследователей (2002); самый быстрый титул (в июле 2002 года за шесть гонок до конца чемпионата).