Новости

19.09.2006 03:50
Рубрика: Экономика

Держи бюджет шире

Юрий Васильев предлагает активнее строить дороги и бороться с дефицитом электроэнергии

В заключении отмечается, что "бюджетные проектировки 2007 года в целом направлены на реализацию стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития России". Но при этом депутатам, принимая бюджет, придется решать вопросы, которые потребуют широкого обсуждения. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев обратил внимание "РГ" на то, как существенно возросла инвестиционная составляющая бюджета. Однако ключевая проблема сейчас не столько в динамике инвестиций (они возросли на 11 процентов), а в том, что они крайне неравномерно распределяются в экономике.

40 процентов инвестиций идет для естественных монополий, еще 15 процентов - для нефтегазовых компаний, 8 процентов - на жилищное строительство. На все остальные сектора приходится чуть более трети. "Этого явно недостаточно, чтобы обеспечить технологическую модернизацию промышленности и сельского хозяйства, - объяснил свою позицию глава комитета. - К тому же очень мало перспективных проектов. Это означает, что нужно создать условия, чтобы инвестиции стали окупаемыми.

В мировой практике действенным инструментом стимулирования роста производства является поддержка развития малого бизнеса. В России малый бизнес пока сосредоточен в основной сфере услуг и торговли. Поэтому необходимо уделить особое внимание развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Так что будут меняться нормативные правовые акты для снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Однако сегодня же бизнес еще не настолько созрел в стране, чтобы потянуть стратегически важный для общества проект. Так что пока государству придется раскошеливаться, чтобы создавать производственную инфраструктуру. А это прежде всего дороги и электроэнергетические мощности. Это капитализация банковской системы, которая не в состоянии выдавать длинные кредиты. Создание инновационной инфраструктуры, которая подразумевает строительство аэропортов, модернизацию морских путей, чтобы "развязать" сдерживаемые сегодня торгово-транспортные потоки. Особенно важно решить проблему с развитием энергосетей. Ведь у нас сегодня удовлетворяется только лишь четверть заявок на подключение. Как же тут бизнес будет функционировать, инвестировать частные деньги в экономику при физическом дефиците электроэнергии?

Сегодня по своему потенциалу российская экономика вполне в состоянии переварить госинвестиции в пределах 3,-3,5 процента ВВП. Кстати, такой уровень соответствует международным параметрам. В большинстве развитых стран государственные инвестиции составляют порядка 3-4 процентов ВВП. Так что нам придется корректировать бюджетную политику при формировании бюджета на 2007 год. Прежде всего надо говорить о создании российской венчурной компании. Это будет своего рода открытием шлюзов для системы венчурных фондов и других элементов национальной инновационной системы. Предполагается, что за счет средств венчурной компании (а в 2007 году они составят 15 млрд. рублей) в течение 2-3 лет появятся 10-15 новых венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд. рублей. Эти фонды будут способствовать развитию сети венчурных компаний.

Вторая задача - создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, а также технопарков в сфере высоких технологий. На эти цели в 2007 году будет направлено 1704,4 млн. рублей.

Уместно в этой связи и сказать, что правительство внесло пакет высокотехнологических федеральных целевых программ по 12 направлениям. И, конечно, для преодоления барьера инфраструктурных ограничений роста будет использоваться такой инструмент, как софинансирование крупных инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда. Среди семи отобранных проектов, которые будут финансироваться из Инвестфонда (а он составит в 2007 году 163,4 млрд. рублей), пять проектов связано с развитием транспортной инфраструктуры. В настоящее время вынесено на рассмотрение Инвестиционной комиссии еще 4 проекта с объемом финансирования из федерального бюджета более 58 млрд. рублей. Два проекта направлено на развитие транспортной сети и один на строительство системы водоснабжения".

Экономика Макроэкономика Экономика Казна Федеральный бюджет Законодательная власть Госдума Бюджет - 2007
Добавьте RG.RU 
в избранные источники