20.09.2006 02:20
    Поделиться

    Отсутствие "мигалок" не помешало депутатам добраться до работы

    Несмотря на то, что в понедельник председатель Госдумы Борис Грызлов и пять вице-спикеров-"единороссов" прилюдно сняли "мигалки" со своих автомобилей, на работу вчера никто из них не опоздал. "Совет Думы начался вовремя, присутствовали все", - с удовлетворением констатировал Борис Грызлов и уточнил: "Не знаю, сумели ли все приехать к девяти часам, но к десяти были все на месте".

    Оказалось, что дорожные пробки, которыми пугали депутатов, не так уж страшны и без спецсигнала - Владимиру Катренко пришлось выйти из дома всего на пятнадцать минут раньше, чем обычно, чтобы не нарушить думскую дисциплину.

    Есть надежда, что и на сегодняшнее пленарное заседание нижней палаты думское руководство приедет в срок. "Повестка, - как отметил Борис Грызлов, - очень плотная". На Охотный Ряд впервые, с тех пор как стал первым вице-премьером, приедет Дмитрий Медведев. Президент поручил ему представить депутатам четвертую главу Гражданского кодекса, которую Дума будет рассматривать в первом чтении, - об интеллектуальной собственности, что должно закрыть ряд вопросов при переговорах с США по вступлению в ВТО. Правда, внутри России вопросы к этой части только возникают.

    Очередные 337 статей кодекса, принятие которых закончит его логическое формирование, проходят под заглавием "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". "Нелогично, что эта часть является последней, - подчеркивает советник президента России Вениамин Яковлев, принимавший активное участие в ее разработке. - Она должна была бы быть поближе". Правда, может быть именно тот факт, что работа велась так долго - по словам Яковлева, принять раздел могли еще в 1995 году, дает возможность получить полноценно работающий раздел.

    В основу 4-й части кодекса заложено соблюдение баланса интересов сразу трех групп, связанных так или иначе с авторским правом. Это и защита прав самих авторов, и потребителей, которые могли бы пользоваться этими благами, и инвесторов. Новые статьи ГК не только должны урегулировать оборот интеллектуальной собственности, но и упорядочат действующее законодательство в этой области. В частности, с принятием раздела будет отменен и закон об авторских правах.

    Новые нормы серьезно расширяют способы защиты интеллектуальной собственности, а также преследования нарушителей. Например, большие возможности появляются для конфискации не только контрафактной продукции, но и оборудования, на котором она производится. Злостным нарушителям грозят еще большие проблемы, вплоть до ликвидации юридического лица. И конечно, ГК ни в коем случае не отменяет нормы уголовного и административного законодательства в области авторских прав.

    Но если за пределами России и особенно в Вашингтоне вопросы к авторскому праву в нашей стране могут и затихнуть, то вот внутри почему-то начали сомневаться в целесообразности принятия новой части ГК. Кто-то ее критикует, предлагая вообще завернуть, кто-то, как, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, готовится продолжить работу над законодательством, потому что оно кажется им сырым.

    Авторы 4-й части кодекса не понимают нападок. Больше всего их смущает отсутствие конкретных претензий и предложений, словно идет критика ради критики. Вениамин Яковлев считает, что формулировки вроде "только приспособились к действующим законам" не могут быть поводом для откладывания очередной части ГК. "Это критика непозитивная, потому что с таких позиций можно остановить развитие всего законодательства", - отмечает советник президента.

    Другую президентскую инициативу - проект постановления "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа", - народные избранники обсудят на пленарном заседании в пятницу, 22 сентября.

    Как считает председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, нынешняя амнистия может быть более успешной, чем прошлая, 1999 года. Тогда люди не спешили сдавать оружие, боялись мести от своих. Сейчас, по словам Крашенинникова, "таких лидеров, которые системно влияли на боевиков, нет, они были уничтожены". А потому "есть возможность лицам, которые не запятнали себя кровью, легализоваться, влиться в мирную жизнь". "Подпись президента, который внес в Думу проект постановления об амнистии, - предполагает Крашенинников, - добавляет гарантии. Нам представляется, что это даст дополнительный импульс для сдачи оружия". Это уже седьмая по счету амнистия, связанная с чеченскими событиями. Первую объявили в декабре 1994 года. Тогда были амнистированы около 500 человек. Сколько сейчас участников незаконных вооруженных формирований решат вернуться к мирной жизни, пока неясно. Но, как заметил Крашенинников, после уничтожения Басаева несколько сотен человек откликнулись на предложение главы ФСБ Николая Патрушева сдавать оружие и добровольно явились в правоохранительные органы Чечни. Есть среди них и такие, кто скрывался за границей и находился в федеральном розыске.

    Нынешняя амнистия, судя по президентскому проекту, распространится и на военнослужащих федеральных войск, совершивших преступления в период проведения контртеррористической операции на территории Северного Кавказа. Но под амнистию не попадут иностранные наемники, а также те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Пришедшие с повинной боевики "должны сдать оружие либо специальную военную технику".

    Амнистия будет действовать шесть месяцев с момента опубликования текста постановления.

    Поделиться