Утром 19 сентября будапештская площадь Свободы, на которой находится массивное здание венгерского телевидения, напоминала настоящее поле битвы. Искореженные, обуглившиеся скелеты автомобилей, раскуроченные булыжные мостовые, разбитые окна телецентра, облитый красной краской и сильно поврежденный памятник советским воинам-освободителям, который стоит по соседству со зданием ТВ. Несмотря на моросивший с раннего утра дождь, площадь еще не остыла от ночного сражения.
Орущая толпа, в которой выделялась небольшая активная группа бритоголовых и людей в камуфляже, почти всю ночь, начиная с 22 часов вечера, пыталась взять штурмом венгерское "Останкино", чтобы зачитать в прямом эфире свои требования об отставке правительства. К микрофонам протестующих демонстрантов несанкционированного шествия не пустил полицейский заслон.
В итоге в ход пошли все имевшиеся подручные средства: дубинки и слезоточивый газ, с одной стороны, булыжники, доски, металлические прутья - с другой. К счастью, обошлось без жертв. Но раненых различной степени тяжести много. Счет идет на сотни. Как среди полицейских, так и среди демонстрантов.
Чтобы понять подоплеку нынешних событий в Будапеште, надо иметь в виду как минимум три важнейших обстоятельства. Первое и самое главное. Коалиционное социал-либеральное правительство Ференца Дюрчаня, сформированное по итогам весенних парламентских выборов, недавно объявило о начале кардинальных, но весьма болезненных реформ в стране. Суть реформ - жить по средствам. Фактически все 16 лет, прошедшие после "смены системы", страна в значительной степени жила в долг. Дефицит госбюджета из года в год при всех правительствах, и правых, и левых, доходил до 10-12 процентов, что составляло 3-4 миллиарда евро ежегодно. Миллиардные дыры в бюджете закрывались за счет займов и кредитов, по которым надо платить немалые проценты. Для погашения долгов, в свою очередь, приходится распродавать самые лакомые куски госсобственности. Несмотря на распродажи, на сегодня госдолг Венгрии уже превысил 50 миллиардов долларов, что в два раза больше, чем во времена социализма. Скоро и продавать будет нечего. Остались почта да железная дорога.
Между тем страна два года назад вступила в Евросоюз и хочешь не хочешь надо выполнять маастрихские условия для введения евро, которое намечено на 2010 год. Одно из главных условий - дефицит бюджета не должен превышать трех процентов. Но никак не десять. Брюссель неумолим. К тому же большие надежды венгров, как и поляков, чехов, словаков, на щедрые вливания в экономику со стороны Евросоюза развеялись после принятия последнего бюджета ЕС. Иными словами, сама жизнь диктует венгерскому правительству резкие ограничения практически во всех сферах. "Диета", предложенная премьером Дюрчанем, весьма болезненна. Повышение налогов, резкое сокращение административного персонала министерств и ведомств, закрытие части школ и больниц, введение платного образования и медицины, сокращение потребления населения и, как следствие, снижение уровня жизни.
Естественно, населению это не нравится. Демонстрации протеста по этому поводу начались еще летом. На этом пытается активно играть правая оппозиция, решившая взять реванш за поражение на парламентских выборах на предстоящих 1 октября муниципальных выборах. Как не использовать для предвыборной борьбы благодатную тему "социальной диеты"? Это второе важное обстоятельство, предшествовавшее ночным событиям 19 сентября. И, наконец, последнее. В середине октября Венгрия готовится отметить 50-летие событий 1956 года. По этому поводу правая оппозиция через своих представителей уже не раз заявляла, что устроит "антинародному", "коммунистическому" правительству очередной 1956-й...
Конкретным поводом к новой волн е демонстраций в стране, которые вылились в ночные столкновения на будапештской площади Свободы, послужила воскресная, явно провокационная, публикация в желтой прессе отрывка выступления премьера на закрытом партийном активе социалистов еще в мае этого года. Убеждая коллег в необходимости непопулярных мер, Дюрчань в свойственных для него резких выражениях говорил о том, что социалисты последние четыре года, боясь проиграть следующие выборы, ничего кардинально не меняли в стране и все полтора года до выборов фактически врали себе и населению о том, что все идет хорошо. Мол, дальше так продолжаться не может. Оппозиция весьма умело использовала откровения Дюрчаня для очередных нападок на правительство и премьера, обвинив их в антинародном курсе.
В понедельник, когда премьер улетал на переговоры в Сочи с Владимиром Путиным, на площади Кошута перед венгерским парламентом стала собираться толпа преимущественно молодых людей. К вечеру количество демонстрантов на площади выросло до 10 тысяч. Часть из них пыталась прорваться в парламент через полицейские кордоны. Когда это не удалось сделать, митингующие направились к зданию телевидения, расположенному в 500 метрах от парламента, чтобы зачитать свои требования в прямом эфире.
Дальнейшее известно. Часть штурмовавших телецентр после полуночи все же проникла в здание. После чего все сотрудники телевидения были срочно эвакуированы из здания, а все телеканалы прекратили свою работу.
На утро после событий на площади Свободы в Будапеште созвано экстренное совещание совета национальной безопасности с участием представителей всех силовых структур. Собрался на внеочередное собрание и венгерский парламент. Буквально за десять минут совещания все пять парламентских партий единодушно приняли воззвание с призывом к спокойствию и гражданскому миру в стране. Практически все ведущие политические силы страны в ходе дня осудили насильственные действия у здания ТВ.
Президент Венгрии Ласло Шойом, юрист по профессии, накануне говоривший о моральном кризисе в стране и личной ответственности премьера, назвал вчерашние события "обычной уголовщиной". Дюрчань на пресс-конференции для журналистов заявил, что намерен довести до конца намеченные реформы и не собирается в отставку. Евросоюз события в Будапеште назвал исключительно внутренним делом Венгрии, а потому ЕС не планирует никаких шагов по этому поводу.
Днем во вторник обстановка в венгерской столице была достаточно спокойной. Проехав по центру города, я убедился, что Будапешт в целом живет обычной жизнью большого города. Весь день моросил дождь. Он, как видно, охладил накалившиеся страсти. Во второй половине дня к зданию парламента, на площадь Кошута, стали было вновь стягиваться люди с транспарантами и лозунгами протеста. В основном люди пожилого возраста. Но их набиралось всего человек триста и вокруг них уже не было той агрессии, что была на этой же площади накануне. Скорее всего, ночь на среду пройдет в Будапеште спокойно.