20.09.2006 23:10
    Поделиться

    Новосибирские власти призвали "бензиновых королей" к ответу

    Председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Новосибирского городского совета Александр Солодкин отметил, что динамика повышения цен на горюче-смазочные материалы в регионе обгоняет темпы инфляции. Что характерно, наибольший рост наблюдается в августе-сентябре, то есть накануне уборочной кампании и в ее ходе.

    30 августа депутаты горсовета на сессии уже принимали обращения в Государственную Думу и правительство, а также  к руководителям местных компаний, торгующих топливом оптом и в розницу. В этих документах новосибирские депутаты призвали федеральных чиновников «решить вопрос о государственном регулировании цен на бензин и горюче-смазочные материалы и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство». А «бензиновых директоров» попросили «проявить гражданскую и социальную ответственность и принять все возможные меры по предотвращению роста цен на топливо и горюче-смазочные материалы для конечных потребителей». Увы, магнаты оставили эту просьбу без внимания. И тогда с ними решили поговорить лицом к лицу. Впрочем, на такой разговор пришли не все. В частности, по словам Александра Солодкина, отказалось от диалога крупнейшее в Новосибирской области предприятие по сбыту нефтепродуктов. Причем, что интересно, генеральный директор этой компании является по совместительству депутатом Новосибирского областного совета.

    Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новоселов отметил, что рост расходов на ГСМ неизбежно ведет к повышению тарифов на проезд для граждан, а это чревато недовольством со стороны населения. Солидарной с ним была и директор компании, занимающейся коммерческими пассажирскими перевозками, Светлана Бутцких: «Если цены на бензин продолжат расти, мы вынуждены будем поднять тарифы». А начальник управления потребительского рынка мэрии Татьяна Болаболова заметила, что рост цен на ГСМ может привести к увеличению стоимости конечной продукции производственных предприятий на 5-7 процентов, поскольку транспортная составляющая - третья по важности в себестоимости. А повсеместный рост цен ведет к общему недовольству граждан и, в худшем случае, к социальному взрыву.

    Выступавшие отмечали, что в соседних сибирских регионах бензин стоит дешевле, и там это результат договоренностей властей с предпринимателями на взаимовыгодной основе.

    Начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга  Молчанова сообщила, что новосибирский муниципалитет готов идти бизнесу навстречу. В частности, может рассмотреть вопрос предоставления преференций по налогу на землю и арендной плате – но «только в том случае, если это приведет к нормализации ситуации».

    Один из депутатов горсовета предостерег, что борьба за стабильную цену на бензин может привести к ухудшению его качества и появлению фальсифицированного топлива. В частности, прозвучал пример Кемеровской области, где после требования операторы стали добавлять в бензин для повышения октанового числа специальные присадки. В результате цена сохранилась прежней, а качество – снизилось.

    Значит, необходим специальный центр контроля качества ГСМ, а такого в Новосибирске пока нет. Другой депутат выразил мнение, что давать поблажек нефтетрейдерам не следует, а наоборот, надо изымать у них сверхприбыли через ставки налога на землю и на прибыль. Кроме того, в качестве меры, с помощью которой можно прищучить торговцев ГСМ, прозвучала идея о недопущении строительства в городе и области новых автозаправочных станций.

    После этого в дискуссию наконец-то вступили сами продавцы бензина. Генеральный директор компании, которой принадлежит одна из крупнейших в городе сетей АЗС, привел цифры, из которых следовало, что повышение розничных цен идет только вслед за повышением оптовых, причем в процентном отношении оптовые расценки выросли даже больше, чем розничные (впрочем, достоверность этих данных вызвала сомнение у части собравшихся). В такой ситуации розничные операторы работать себе в убыток не могут. Получается замкнутый круг. Разорвать его, по мнению продавцов, может только совместное решение на уровне правительства и руководителей крупнейших российских нефтекомпаний.

    Александр Солодкин напомнил, что обращение к правительству горсовет уже принял, а операторов бензинового рынка призвал «пойти навстречу и проявить гражданскую сознательность». Особенно с учетом того, что 12 сентября председатель правительства Михаил Фрадков на совещании с главами нефтекомпаний «в жесткой форме» потребовал от нефтяников стабилизировать цены.

    Итогом круглого стола стали две рекомендации от его участников и организаторов.

    Мэрии Новосибирска рекомендовано «разработать механизм согласованных действий с поставщиками и операторами рынка ГСМ с целью соблюдения взаимовыгодных интересов и сдерживания социально-экономической напряженности в городе». А поставщикам и операторам – предоставить в мэрию и постоянную комиссию городского совета по научно-производственному развитию и предпринимательству свои предложения о взаимовыгодном решении вопроса по стабилизации цен на топливо и ГСМ.

    Поделиться