Липкий конверт
В последнее время о коррупции как об угрозе национальной безопасности заговорили с самых высоких трибун. Генеральный прокурор Юрий Чайка заявил, что в его ведомстве создано специальное подразделение, которое будет искать мздоимцев "не в среднем звене чиновничества, а среди высокопоставленных лиц".
"Приоритетным направлением взаимодействия органов прокуратуры с общественными институтами станет объединение усилий по защите прав человека, противодействию коррупции и преступности", - говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте Генпрокуратуры. Для встроенной в систему исполнительной власти и прежде действовавшей в основном ей в угоду правоохранительной структуры задача эта новая и пока, похоже, малопонятная. Вот и в прокуратуре края с некоторой опаской взялись за подготовку антикоррупционного круглого стола. Уж больно горячая тема, и, во что выльется диалог, никто предвидеть не мог.
Однако обошлось без сюрпризов: дискуссия шла достаточно остро, но вполне корректно. Призыв прокурора края Леонида Коржинека "оставить в стороне мелочные обиды и взаимные претензии" был услышан, и ему вняли.
- Для Кубани очень актуальна тема "конверта", не случайно по данным многих социсследований Краснодарский край входит в число наиболее коррумпированных регионов, - сказал прокурор. - Мы готовы скорректировать деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции с учетом вашего мнения.
Опора на "Опору"
Первым на призыв прокурора откликнулся Петр Дорогов, представляющий краевой филиал общероссийской организации "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией". Собравшиеся в зале с удивлением услышали, что эта структура существует уже два года, а в ее составе почти 70 тысяч человек. Возможно, в других регионах России они уже успели себя как-то проявить, но на Кубани о подобной комиссии никто не знает. Хотя задачи благие - выявление злоупотреблений чиновников, организация сети обще- ственных приемных, бесплат-ных юридических консультаций, подготовка обращений в раз- личные государственные орга- ны по фактам нарушения прав граждан. Но пока дальше планов дело не пошло.
А вот краевое отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" уже приобрело определенный опыт взаимодействия с органами прокуратуры и милиции. Дело в том, что прошлым летом при краснодарской "Опоре" было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Возглавляет его Вадим Пустовойт. В беседе с корреспондентом "РГ" он рассказал, что одному из заместителей прокурора края поручено встречаться с общественниками. Да только толку от этого мало. "Выслушивать-то он нас выслушивает, а результат получается обратный, - с горечью посетовал Вадим. - Мы открываемся прокуратуре, а нас потом отдают на съедение тем же местным чиновникам, на которых мы жалуемся. Получается, мы сами добровольно передаем правоохранительной системе материал для дополнительного силового воздействия на себя".
На всеобщее обсуждение негативный опыт взаимодействия с прокуратурой "опоровцы" решили не выносить. Зато привели примеры своих побед.
- Суды начали принимать решения, оправдывающие предпринимателей, - рассказал член "Опоры" Алексей Сазонов из Новороссийска. - Рассыпаются явно заказные дела. Сначала это произошло в отношении Романа Стрельца, которого упрятали за решетку, пытаясь отнять у него собственность. А на днях в Ленинском районном суде Новороссийска оправдан Олег Говорухин, которого органы прокуратуры обвиняли в том, что он уклонялся от уплаты налогов, хотя на самом деле он их даже переплатил. Бизнес у человека тоже пытались отнять, но ничего не вышло. Мы обладаем информацией, подтвержденной документально, что ряд сотрудников правоохранительных органов имеют большой бизнес, оформленный на ближайших родственников. Причем отобран он был у предпринимателей. При желании это можно легко проверить. Если действительно прокуратура решила всерьез заняться борьбой с коррупцией, то начинать нужно с чистки правоохранительных рядов и больших властных кабинетов. Только в этом случае можно рассчитывать на поддержку общества.
Жизнь без взяток
Леонид Коржинек пообещал разобраться во всех фактах злоупотреблений должностными полномочиями сотрудников правоохранительных органов, которые стали ему известны.
- Мы все хорошо знаем, что если взятки берут, значит, их кто-то дает, - сказал он. - Подкармливая тем самым ненасытных мздоимцев. Они пухнут и пухнут. Так давайте решим раз и навсегда: взяток не давать. Ни при каких условиях.
Лидер межрегиональной общественной организации "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных" Татьяна Рудакова предлагает проводить кампании под девизом "Жизнь без взяток" - эти три слова могут стать логотипом на выпускаемой продукции и буклетах о предоставляемых услугах - чтобы постепенно в сознание масс внедрялась нетерпимость к любым проявлениям коррупции. Рудакова считает, что нельзя искать корень зла исключительно в правоохранительных структурах. Ибо сама власть пока не готова жить по закону и избавить правоохранительные органы от служения своим личным интересам. Ведь сегодня речь идет не об отдельном нарушении закона отдельными представителями власти, а об особой системе, которая этим и живет. Всем участникам встречи Татьяна раздала отпечатанную на трех листках программу по противодействию коррупции. Она разработана на опыте ряда стран, где при поддержке всего общества государству удалось коренным образом переломить ситуацию. Принципиальные положения программы - любой госслужащий обязан раз в год подавать имущественную декларацию, в которой указывать не только собственные активы, но и активы ближайших родственников, а общество должно иметь доступ к информации.
- Административная реформа позволяет решать обозначенные задачи на уровне региона, - говорила Рудакова. - Можно запустить новый проект при активной поддержке общественных организаций, но нам говорят, что на это нет средств. Хотя в бюджете края на нынешний год заложено свыше 218 миллионов рублей на поддержку общественных структур. Остается только гадать, куда идут эти деньги и каков критерий отбора при финансировании.
Ректор Кубанского социально-экономического института Олег Паламарчук рассказал об анкетировании, которое уже второй год практикуется среди студентов вуза. Полученные данные потом тщательно анализируются и детально проверяются. По их результатам двоих уличенных в поборах преподавателей уже уволили. Ректор считает, что подобную практику можно было внедрить и в правоохранительных структурах. Была бы добрая воля, а к ее реализации могут подключиться специалисты из краевой социологической ассоциация.
Кто кому должен
- Некоторые действующие нормы, - считает председатель краевого совета профсоюзов Олимпиада Чумакова, - просто вынуждают работодателя загонять зарплату в тень. Мы боремся с этим всеми имеющимися средствами. И в первую очередь данным нам правом законодательной инициативы. В пресечении нарушений трудовых прав граждан нам активно помогает прокуратура. Вот Леонид Геннадьевич сказал, что сумма задолженности по заработной плате сократилась с 800 до 49 миллионов рублей. А ведь вспомните, начинали мы бороться с этим злом, когда "зарплатный долг" по Кубани превышал миллиард рублей! Безусловно, тревожит нас то, что только в каждом десятом хозяйствующем субъекте есть профсоюзные организации. Работодатели порой пользуются бесконтрольностью и правовой неграмотностью сотрудников, что также является питательной почвой для развития коррупции.
Первый в России предпринимательский союз был создан когда-то по инициативе краевой территориальной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства. По словам бессменного профсоюзного лидера "Торгового единства" Александра Кофанова, если раньше им приходилось противостоять "браткам", то теперь малый бизнес душат вполне легально - с помощью всевозможных проверок.
- У нас за экологией следят шесть структур, как федеральных, так и местных, - возмущался Кофанов. - За счет тех средств, которые они собрали с предпринимателей, можно несколько мусороперерабатывающих заводов построить, однако мусор по-прежнему жгут на свалках, а постоянные поборы тяжким бременем ложатся на малый бизнес. Доходит до абсурда: после того, как хозяйку маленького торгового лотка на хуторе Грушки Отраднинского района посетили все проверяющие, она посчитала, что за счет собранных с нее денег можно как минимум три года мусор вывозить.
Представители религиозных конфессий, участвующие в диалоге, были единодушны: разорвать порочный коррупционный круг можно лишь после того, как изменятся стереотипы поведения в обществе. "Мы предлагаем прививать религиозную культуру с младых ногтей, - сказал православный священник отец Андрей. - Иначе, как это ни прискорбно сознавать, будущего у страны нет". Координатор Духовного управления мусульман по Краснодарскому краю Фарид Рашиди процитировал Коран, одна из сур которого гласит, что повинны как дающий, так и берущий мзду. "Разгул коррупции в стране - удар не только по нашей экономике, но и по достоинству всей нации", - убежден он.
Подводя итог состоявшемуся диалогу, прокурор края Леонид Коржинек пообещал: подобные встречи станут регулярными. И заверил собравшихся, что их замечания и предложения будут учтены.
Кстати
Из 1023 раскрытых в крае преступлений коррупционной направленности больше половины совершено не чиновниками, а работниками образования и медицины. И лишь в последнее время стали чаще привлекать к ответственности мздоимцев из властных кабинетов. Буквально на днях в Новороссийске предъявлено обвинение двум сотрудникам местных администраций. Один вымогал взятку за согласование размещения торговой точки, другой - "настоятельно рекомендовал" предпринимателям оказывать спонсорскую помощь.