Вениамин Яковлев: 4-й раздел ГК отменит закон об авторских правах

- Очередные 337 статей кодекса, принятие которых закончит его логическое формирование, проходят под заглавием "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Нелогично, что эта часть является последней. Она должна была бы быть поближе.

В основу 4-й части Кодекса заложено соблюдение баланса интересов сразу трех групп, связанных так или иначе с авторским правом. Это и защита прав самих авторов и потребителей, которые могли бы пользоваться этими благами, и инвесторов. Новые статьи ГК не только должны урегулировать оборот интеллектуальной собственности, но и упорядочить действующее законодательство в этой области. В частности, с принятием раздела будет отменен и закон об авторских правах.

Новые нормы серьезно расширяют способы защиты интеллектуальной собственности, а также преследования нарушителей. Например, большие возможности появляются для конфискации не только контрафактной продукции, но и оборудования, на котором она производится. Злостным нарушителям грозят еще большие проблемы, вплоть до ликвидации юридического лица. И конечно, ГК ни в коем случае не отменяет нормы уголовного и административного законодательства в области авторских прав.

Но если за пределами России, и особенно в Вашингтоне, вопросы к авторскому праву в нашей стране могут и затихнуть, то вот внутри почему-то начали сомневаться в целесообразности принятия новой части ГК. Кто-то ее критикует, предлагая вообще завернуть, кто-то, как, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, готовится продолжить работу над законодательством, потому что оно кажется им сырым.

Авторы 4-й части Кодекса не понимают нападок. Больше всего их смущает отсутствие конкретных претензий и предложений, словно идет критика ради критики.

Вениамин Яковлев считает, что формулировки вроде "только приспособились к действующим законам" не могут быть поводом для откладывания очередной части ГК. "Это критика непозитивная, потому что с таких позиций можно остановить развитие всего законодательства", - отмечает советник президента.

   ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников прокомментировал изменения в Гражданском кодексе.

Российская газета | Павел Владимирович, при обсуждении четвертой части Гражданского кодекса депутаты не смогли прийти к согласию, поможет ее принятие вступлению России в ВТО или притормозит?

Павел Крашенинников | Мне кажется, что эта дискуссия, которую к тому же пытаются вести в политической плоскости, не имеет под собой почвы. Гражданский кодекс решает совершенно другие проблемы. В частности, четвертая его часть регулирует вопросы защиты интеллектуальной собственности. Но, если посмотреть на это с точки зрения вступления в ВТО, считаю, что поможет. Потому что в четвертой части ГК учитываются новые объекты интеллектуальной собственности, а также международные соглашения и акты, регулирующие правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью. И это приближает нас к ВТО.

РГ | Станет ли с введением последней части Гражданского кодекса в жизнь в России меньше контрафактной продукции?

Крашенинников | По крайней мере механизмов для борьбы с ней станет больше. В кодексе четко определено, когда продукция считается контрафактной. И установлена гражданско-правовая ответственность в виде ее конфискации. Предусматривается ликвидация юридического лица за грубое нарушение прав на интеллектуальную собственность. К тому же мы приняли и ряд поправок в УК. Но хотел бы напомнить, что контрафактная продукция - это не только дешевые видеокассеты, DVD-диски, но и лекарства, и запчасти для самолетов, и еще многое другое, что может угрожать не только здоровью, но и жизни человека. А потому контрафакт большое зло и бороться с ним надо соответственно.

РГ | Некоторые депутаты опасаются, как бы в связи с новыми правилами, касающимися интеллектуальной собственности, писатели и художники не пополнили ряды малоимущих?

Крашенинников | Напротив. Мы защищаем тех, кто создает духовные, интеллектуальные ценности. Теперь автор имеет право даже на продукт его служебной деятельности. Прежде государство отнимало все.

Подготовила Тамара Шкель