Программа этого масштабного мероприятия на первый взгляд напомнила приехавшему в Сеул корреспонденту "РГ" (уж извините за неуместную ассоциацию) тот самый салат, который у нас кличут "оливье", а во всем прочем мире отчего-то именуют "русским". Все здесь смешалось в мелкой нарезке: и Московский симфонический оркестр, и оперные солисты (бас Владимир Маторин из Большого, сопрано Людмила Нам, народная артистка России), и знаменитый балалаечник Алексей Архипов, солист ансамбля "Россия", и рок-группа "Цветы" (помните - "Мы желаем сча-а-стья вам"?). А еще - камерный детский театр "Тень" из Москвы, Челябинский театр современного танца, "Геликон-опера", которая привезла в Сеул знаменитую "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича. И для полного комплекта - группа "Тату"... Кроме того, в рамках фестиваля прошла выставка столь же разноплановых художников "постсоветского периода" под красноречивым названием "Испытание свободой".
Как ни странно, пестрота оказалась вполне уместной и логичной. Каждый жанр нашел своих поклонников, на всех мероприятиях публика кричала "Браво!", устраивала артистам овации и всячески выражала свою искреннюю к ним любовь. Организаторы (с корейской стороны крупная телекорпорация, с российской - Центр Стаса Намина) пообещали, что на следующий год праздник состоится и повторится (впрочем,ежегодные "Вечера" начались не с Кореи, а с Америки и проводятся уже в четвертый раз).
Своеобразие собственной культуры - музыки, театра, всех прочих изящных искусств - начинаешь понимать, только оказавшись где-то в совсем ином "культурном измерении". Тем более (патриоты мы, в конце концов, или нет?) приятно, когда это своеобразие находит горячий и непосредственный отклик там, где этого меньше всего ждешь. Потому что Сеул - город категорически "не наш". Огромный азиатский мегаполис, весь в небоскребах, трехэтажных авторазвязках, неоновых вспышках реклам. Империя высоких технологий, символ "азиатского рывка и процветания", "город победившего "Самсунга", как съязвил один заезжий россиянин. Тем не менее здесь, оказывается, на концерты русской классики собираются восторженные ценители, мелодию наших "Журавлей" сделали саундтреком к популярному телесериалу. Есть поклонники и у Виктора Цоя (по-корейски произносят "Чой" и считают его практически своим) - для них группа "Цветы" отыграла специальный концерт. Ну а "Тату" - они и в Аф... то есть и в Азии "Тату".
Концерт этой группы собрал половину сеульского Олимпик-холла - тысячи полторы зрителей. Билеты стоили в пересчете с местной валюты от 30 до 70 долларов - по местным меркам вполне терпимо. Публика зажигала неоновые полосатые "карандашики", и весь зал казался уставленным горящими свечками. Только некоторые русские зрители слегка вздрагивали, входя в фойе: около портрета "татушек" красовались два огромных венка с лентами на подставках. Корейцам ввиду разницы культур наши траурные ассоциации малопонятны - наоборот, "знак почета" и выражение любви...
Символы с языка на язык вообще переводятся с трудом. Спустя совсем недолго после концерта - стойкое чувство "дежавю". Монастырь в самом центре Сеула, прямо среди небоскребов и машин - островок спокойствия, переходящего в нирвану. Тоже полупустой зал. Тоже медленные напевы под четкий ритм, только помелодичнее и потише. Тоже сотни свечей-карандашиков, разве что с живым огнем, а не на батарейках. А рядом - зал, где глаза слепит золотой блеск от тысяч фигурок Будды, - больших, маленьких, разнокалиберных. Шепотом, чтоб не смутить пришедших: "Зачем?" Шепотом ответ: "Потому что Будда - во всем. Даже если мы этого не чувствуем. И чем больше фигурок, тем оно правильнее..."
Во всем, значит, вот оно как. В Корее и в России, в классике и в роке, в вечном и в сиюминутном, в понятном и непонятном, в приятном и раздражающем, в Чайковском, в Шостаковиче... И в "Татушках", получается, тоже. Только они сами этого пока не знают.
Екатерина Добрынина
СЕУЛ