Почему это стало возможным? Поиск ответа на этот вопрос стал темой сразу двух пресс-конференций, одна из которых состоялась в офисе столичного стройкомплекса на Никитском переулке, 5, а другая - в мэрии, на Новом Арбате, 36. Среди конкретных причин аварий на первом месте, по словам зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Александра Максименко, стоит то, что строители нередко начинают работы, не вызвав представителей эксплуатирующих организаций тех инженерных сетей, которые в данном месте проложены. На втором месте - использование механизмов, на третьем - наличие некачественной проектной документации. Тем не менее повреждений в ходе строительства утешил, Максименко, в целом по городу стало меньше: если в 2003 году их было 340, то в 2005 - 206.
Эту благостную картину нарушил начальник объединения административно-технических инспекций города Москвы Иван Ищенко, у которого оказалась наготове своя статистика. Он сообщил журналистам, что на 5,5 тысячи строительных объектах столицы, принадлежащих не только стройкомплексу правительства Москвы, но и другим организациям, лишь с 1 января по 1 сентября текущего года выявлено более 33 тысяч различных нарушений.
Каждый случай нарушений, уверял Ищенко, не проходит для виновников безнаказанно. С начала года инспектора выписали 22 тысячи штрафов на общую сумму 147,7 миллиона рублей. Да и правовая база для наведения порядка в городе как будто существует неплохая. Есть правила ведения земляных и строительных работ в Москве. Есть и жесткие санкции, которые должны бы образумить любого застройщика. В частности, за повреждение сетей и коммуникаций можно приостановить работы на строительном объекте (что, кстати, сейчас и сделано на месте провала на Ленинградке), а можно вообще изъять ордер на их ведение. Строительная организация может лишиться даже своей лицензии - правда, таких случаев, как сообщили в стройкомплексе, в этом году известно всего 3, а еще на 27 объектах ведутся проверки. Провинившуюся организацию могут включить как запятнанную и в реестр деловой репутации, который ведет департамент экономической безопасности правительства Москвы. Кроме того, в гордуме сейчас лежит проект закона, в соответствии с которым виновников в разрушениях начнут штрафовать в размере до 1000 МРОТ или 100 тысяч рублей. Добавьте расходы на ликвидацию последствий ЧП - она идет тоже за счет самого виновного.
Почему же тогда все эти кары оказываются бессильными предупредить порчу городского имущества - инженерных сетей, инфраструктуры и дорог? Иван Ищенко считает, что виновата сложившаяся система в городе, когда тендер на ведение работ выигрывает одна организация, а выполняет их другая. Такие случаи, по его словам, нередки. И получается, что в городских конкурсах, внедрением которых в экономику города так гордится правительство Москвы, нередко участвуют так называемые организации-посредники. Своей победы они добиваются тем, что предлагают самые выгодные условия, нередко - заведомо невыполнимые, а затем выигранный заказ продают по сходной цене другой фирме, которая набирает рабочих у Ярославского рынка, безо всякой квалификации. С какой же стати ждать от таких строителей добротной высококвалифицированной работы? Александр Максименко согласился с Иваном Ищенко в том, что подобные случаи действительно крайне осложняют жизнь города и портят репутацию всего столичного стройкомплекса.
Кстати, ОАТИ совместно с ГИБДД организовали ежедневный мониторинг состояния дорожных покрытий. По его результатам устранены более 20 тысяч локальных разрушений, отремонтированы более шести тысяч люков колодцев, ликвидированы колеи на 156 участках. В качестве профилактических мер, благодаря которым можно значительно улучшить качество дорожных работ, ОАТИ вышло на заседание правительства Москвы с целым рядом предложений. По мнению специалистов, закупки исходных для производства асфальтобетона материалов нужно производить централизованно. Благодаря этому в город не попадет, скажем, некачественный щебень. Специалисты также считают, что нужно провести ранжирование асфальтобетонных заводов в зависимости от качества их продукции. Для чего? Дело в том, что по результатам лабораторных испытаний ОАТИ только 17 из 35 АБЗ, поставляющих асфальтобетон московским дорожникам, могут выпускать смеси с повышенными прочностными характеристиками, необходимые на центральных городских магистралях.
Беспокоит инспекторов и размах самостроя в столице. Лишь с начала года выявлен 691 такой объект, где строительство ведется без полного пакета необходимых документов. По словам Ищенко, 347 из них - это объекты нового строительства, еще 145 - реконструируемые объекты, оставшиеся - объекты инженерных коммуникаций. По его мнению, все это так же может привести к новым авариям в системе городского хозяйства.