Чиновники хотят превратить Россию в мирового транзитера

Второй день работы БЭФа состоял из десяти тематических "круглых столов", проходивших на разных площадках, и последнего планарного заседания. На нем, собственно, и суммировалась работа экспертов, представителей власти и бизнесменов. Магистральной темой стало использование богатого транзитного потенциала России. Модератор дискуссии, глава РЖД Владимир Якунин предварил ее начало глубокомысленным высказыванием своего американского знакомого. "Народы делятся на два типа: те, которые черпают богатство из-под ног, и те, что делают богатство с помощью того, что у них находится между ушей", - сказал Якунин и посоветовал всем активнее использовать голову для того, чтобы снизить зависимость национальной экономики от сырьевой ренты.

Видимо, не случайно первым слово взял глава одного из самых высокотехнологичных и интеллектуальных министерств Леонид Рейман. Глава мининформсвязи соблюдал принятые на форуме правила хорошего тона и доклад начал с признания великого транзитного потенциала России и необходимости перевода экономики на инновационные рельсы. Судя по показываемым Рейманом графикам, такой переход назрел давно - до 67% национальных доходов Россия получает от продажи минеральных ресурсов, в то время как Бразилия - 22%, а Индия - 11%. Не полностью используются и транзитные возможности, хотя компании ТЭК и транспортники уже активно занимаются разработкой и реализацией соответствующих проектов - трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, а также развитием БАМа и Транссиба. Однако, по мнению Реймана, у телекоммуникационного сектора российской экономики возможности транзита не просто хорошие, а уникальные. Дело в том, что основные информационные потоки из Азиатско-Тихоокеанского региона идут в Европу через США, а поскольку объем трафика растет быстро, то неизбежно снижается качество сигнала.

- Освоение транссибирской магистрали, наличие инвестиционных ресурсов, политическая стабильность и потребность Европы и Азии в транзите предоставляют России уникальные возможности, - сказал Рейман.

Тем более что первый телекоммуникационный коридор из Сибири в европейскую часть страны был прорублен еще десять лет назад. Сейчас таких коридоров-переходов ("коридоров возможностей", как выразился позже Якунин) четыре и нужны не слишком большие по сравнению с возможными доходами вложения, чтобы перенаправить по ним азиатские информационные потоки, замкнув, таким образом, мировое телекоммуникационное кольцо. Следующим громадье планов представил сам глава РЖД и вице-президент "Транснефти" Евгений Астафьев. Якунин, в частности, сообщил об окончании переговоров с китайской стороной об организации контейнерных перевозок продукции из приграничных китайских провинций в Европу и обратно.

Ложку дегтя плеснул замминистра иностранных дел Японии Киехико Тояма. Отдав должное великой роли России в мире, он тем не менее заметил, что торговля с Японией у нашей страны развита слабо.

Цена перевозки грузов по Транссибу, по мнению Тоямы, неоправданно велика и делает услуги РЖД непривлекательными (Якунин пообещал принять во внимание это замечание). Куда серьезнее ситуация с проектом "Сахалин-2", в котором принимают участие японские фирмы. Приостановка реализации проекта по инициативе минприроды серьезно обеспокоила правительство Японии и отрицательно отразилась на настроении инвесторов и их отношении к России.

Директор института экономики РАН Роман Гринберг полагает, что в деле реализации транзитных проектов отсутствует господдержка, которая жизненно необходима, как и "дедемонизация" роли самого государства.

- Национальные проекты только начинают реализовываться, но время уже работает не на нас. Мир стремительно идет вперед, и осталось не так много времени, когда нужно будет говорить уже не о модернизации экономики, а о построении новой экономики по окончании полной деиндустриализации, - считает Гринберг.