Голодовка в общежитии «Уралтрансмаша» продолжается уже две недели, и пока что ее участники не могут добиться хоть каких-то действий со стороны властей и руководства предприятия. Люди объединились в общественную организацию «Союз общежитий Свердловской области» и угрожают сорвать выборы в областную думу, если их проблема не будет решена. Пока что единственным способом борьбы за свои права для них являются судебные иски против администраций предприятий. Одними из первых такую судебную «битву» начали жильцы общежитий, принадлежащих Российской железной дороге. Многочисленные прения с руководством СвЖД тянутся с июня этого года, но пока что без особого успеха.
На птичьих правах
— Мы абсолютно не защищены, наши права нарушаются каждый день, — рассказывает Юлия Печенкина, бывший работник СвЖД. — Нет никакой гарантии, что завтра я не окажусь на улице. Нас просто пытаются выселить из общежития.
Юлия Печенкина проработала на Свердловской железной дороге четыре года, была и диспетчером, и проводницей. В 1997 году ушла с предприятия и сейчас работает в рекламной фирме. Но живет по-прежнему в комнате общежития на улице Стрелочников, где ее прописали, когда устраивалась на СвЖД. Она воспринимает комнату как постоянное место жительства, хотя не уверена, что может назвать здание общежития своим домом. И вот почему. В сентябре 2003 года при создании ОАО «Российские железные дороги» в его уставный капитал был внесен находившийся раньше в государственной собственности жилищный фонд федерального железнодорожного транспорта. Приватизация была утверждена распоряжением трех ведомств: министерств имущественных отношений, путей сообщения и Федеральной энергетической комиссии РФ. В результате в частной собственности РЖД оказались сотни общежитий по всей стране. В них проживают десятки тысяч человек, многие из которых уже давно не работают на железной дороге. В Екатеринбурге таких общежитий 17. Хотя сейчас здания лишены этого статуса и называются «специализированным жилищным фондом». В них тоже проживают не только работники РЖД, но и те, кто когда-то работали «на рельсах», а потом уволились. Они-то и пострадали от нововведений больше всех.
— От меня требуют, чтобы я поменяла постоянную прописку в Екатеринбурге на временную регистрацию, — рассказывает Юлия. — Да ни один здравомыслящий человек на это не пойдет! Размер оплаты коммунальных услуг нигде не зафиксирован, сейчас за комнату в 13 квадратных метров я плачу 1263 рубля плюс мне приписывают какое-то техобслуживание. От жильцов владелец зданий требует заключения договоров коммерческого найма, мотивируя это тем, что предприятие должно возмещать свои затраты на содержание и ремонт жилья.
Кстати, размер платы за жилплощадь у работников РЖД и тех, кто там не работает, вроде как одинаков. Но своим работникам дорога компенсирует 40 процентов стоимости проживания. Это стало возможным, после того как глава Свердловской железной дороги выпустил соответствующий документ. Остальным проживающим, кроме расчетов за коммунальные услуги, начисляют еще процент по рентабельности. Логика владельцев ведомственных общежитий понятна: им невыгодно содержать людей, которые на них не работают.
Истина где-то рядом
— Общежития служат прежде всего для решения кадровых проблем, — комментирует ситуацию Станислав Шубин, начальник жилищного отдела СвЖД. — Чтобы привлечь на работу молодежь из области, надо обеспечить ее жильем. Основания для проживания в этих общежитиях у нас довольно жесткие — только отдельные категории работников по перечню профессий. Остальные, кто не связан трудовыми отношениями с РЖД, могут быть выселены в судебном порядке. Но по нашей инициативе такие меры еще не применялись, и в ближайшее время это не планируется. Это возможно только в случае принятия соответствующего решения на уровне руководства РЖД. Вместо этого руководство СвЖД повышает тарифы на проживание в ведомственном жилье. Нетрудно предположить, что когда стоимость за несколько общежитских квадратных метров достигнет примерной платы за съемную квартиру в Екатеринбурге, то «не свои» жильцы, которые не вправе претендовать на компенсации от предприятия, сами освободят комнаты.
Но люди считают себя обманутыми. Юлия Печенкина решила отстаивать свою правду в суде:
— Я считаю, что передача общежитий РЖД из государственного ведения была незаконна и что железная дорога должна передать эти здания в муниципалитет. Тогда бы я смогла приватизировать свою комнату, но это превратилось для меня в мечту. Будет хорошо, если нас хотя бы перестанут притеснять. Ко мне в комнату грозятся подселить девочку, а ведь я здесь живу уже несколько лет. В комнатах у нас стоит собственная мебель, мы сами платим за ремонт, за вахтеров. Но при этом я могу всего этого лишиться. Что это, если не нарушение моих прав? В Железнодорожном районном суде Юлии Печенкиной в исковом требовании признать сделку по приватизации ОАО «РЖД» зданий общежитий недействительной было отказано. Кассационную жалобу на решение суда также отклонили. Но ее представитель в суде Елена Рачеева уверена, что это временные неудачи:
— Мы собираемся обратиться в Высший арбитражный суд, сейчас направили свое прошение в окружной отдел Генеральной прокуратуры и ждем от них ответа. Много писем ушло от нас и в Москву, в генеральное управление Российских железных дорог. В Екатеринбурге уже был случай, когда приватизацию общежитий одного из городских предприятий признали незаконной и передали здания в муниципалитет. Поэтому мы тоже не теряем надежды на справедливость. Есть тут и еще одна загвоздка. Перед тем как передать общежития в городское ведение, предприятие должно привести здания в надлежащий вид. Это опять же затраты, и не маленькие, потому что основная часть общежитий — очень старые здания, построенные в 60-х годах, требующие капитального ремонта. Вкладывать огромные средства без возмещения невыгодно для любого частного собственника, поэтому СвЖД считает ведение своей жилищной политики единственно правильной.
Своя рука — владыка
— Положение о формировании жилищного фонда ОАО «РЖД», честно говоря, вызывает недоумение,— считает Алексей Засыпкин, главный специалист аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области. — Этот документ вроде и соответствует закону, но отражает только частные интересы. Жилье — это конституционное право российского гражданина, и оно не зависит от волеизъявления какого-либо директора или начальника. Так что выселить кого-то, бывший это работник или нет, из своего общежития СвЖД не может. Материальное содержание общежитий — это бремя самой дороги, уверен Засыпкин. Покрывать расходы предприятия за счет жильцов неправомерно и выселять их — тоже. У железнодорожников на этот счет иное мнение.
— Свердловская железная дорога, являясь филиалом, подчиняется экономическим интересам всей компании, — говорит Станислав Шубин. — Передать общежития муниципалитету? Этот вопрос можно решить, только если они не нужны предприятию. В противном случае — только по вступившему в законную силу решению суда. Пока оснований для этого я не вижу, уверенность в правоте дают существующие документы. Просто в нашей стране еще не научились уважать частную собственность. Камнем преткновения в этой ситуации является невозможность приватизации гражданами государственной собственности, приватизирована может быть только муниципальная.
— Я называю это легкой дискриминацией прав граждан по признаку формы собственности,— говорит Алексей Засыпкин. — В июне этого года в Москве активно обсуждалась проблема общежитий с участием уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина и депутатов Госдумы Павла Крашенинникова и Галины Хованской. По жалобам граждан на обсуждение был вынесен вопрос об установлении жестких сроков государственным предприятиям для обязательной передачи общежитий на баланс муниципалитета. Но когда этот вопрос решится, неизвестно. Так что пока проблема общежитий остается очень сложной, причем на всероссийском уровне.