Поможет ли введение новых видов понятий, терминов и общественных объединений перевести спорт в то массовое увлечение, которое было в Советском Союзе? Судя по настроениям российских спортсменов, старые олимпийские лозунги позабыть стране не удастся. Чиновники готовы вновь вывести россиян на спортивные площадки.
В последнее время занятия спортом и без усилий чиновников перешли в категорию модных увлечений. Дворовые площадки ожили, фитнес-клубы забиты желающими, теннисные корты не простаивают. Тем не менее руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов, в отношении которого даже не скажешь экс-спортсмен, представил на суд членов кабинета министров новый законопроект. В проекте документа вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целями которой станут развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации, по его словам, могут быть местными, региональными и общероссийскими. Их структура выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий.
Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию. Таким образом, по замыслу идеологов, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта.
В связи с этим как малоэффективная ликвидируется процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений. Исключена и возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
В общем, проект новой редакции федерального закона о физической культуре и спорте должен обеспечить достижение таких целей, как оздоровительные, поскольку, как указывают разработчики, занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению, воспитательную и социальную (у занимающихся спортом высокая социальная активность).
Кроме того, идеологи напоминают и о патриотической цели, ведь, как известно, а страна это уже проходила, спорт является мощным средством гражданско-патриотического воспитания, без которого невозможно обеспечить ни безопасность страны, ни ее экономическое процветание. Хотя есть и еще одна составляющая - экономическая. "Приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом будет способствовать укреплению здоровья граждан, снижению заболеваемости и сокращению расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности", - отмечается в материалах к заседанию правительства.
Законопроектом вводится и норма проведения общероссийского мониторинга за здоровьем населения. Понятно, что этот пункт главный финансист Алексей Кудрин не мог оставить без внимания. Очевидно, что министра финансов в первую очередь беспокоило не то, каким образом будет проводиться этот мониторинг, а то, сколько денег для этого потребуется. А вот про деньги в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не было сказано ни слова.
- Как проведение мониторинга соотносится с функциями министерства здравоохранения и социального развития? - издалека поинтересовался главный финансист. - В финансовом обосновании нет пункта о расходах на мониторинг.
- Мы и так проводим мониторинг, - заметил Фетисов. - Так что никаких затрат на это не потребуется.
Главный финансист спокойно вздохнул. Больше его ничего не интересовало, ведь если можно развивать массовый спорт и физическую культуру без денег, то лучшего благого дела не найти.
Министры, возглавляющие разные спортивные федерации, в общем-то, не возражали, а, скорее, даже были единодушны во взглядах: обновить действующий закон просто необходимо. На том и порешили, и законопроект одобрили.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
То, как в регионах оценивают законопроект о спорте, "РГ" прокомментировал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.
Российская газета: Дмитрий Вадимович, как вы оцениваете законопроект "О физической культуре и спорте в РФ", который представил на заседании правительства глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов?
Дмитрий Зеленин: Актуальность проекта новой редакции закона несомненна. Со времени принятия аналогичного предыдущего документа в 1999 году во всех сферах жизни страны произошли значительные изменения. Главное - в улучшившейся финансово-экономической ситуации появилось, больше возможностей для развития физкультуры и спорта, для привлечения к занятиям широких слоев населения и, соответственно - для распространения здорового образа жизни, что должно повлиять и на улучшение демографической ситуации в стране.
Поэтому новый законопроект, несомненно, нужен и стране, и регионам.
Для чего он нужен на региональном уровне? Прежде всего законопроект вводит новые понятия: "сурдоолимпийское движение", "параолимпийское движение". И это даст возможность изменить региональное законодательство, касающееся социальной политики. Раньше такой возможности у нас не было.
Кроме того, вводится понятие "спортивного сооружения". И этого раньше не было, мы не могли на региональном уровне, к примеру, предоставить преференции спортивным сооружениям. Мы могли сделать это только в отношении спортивных школ. Но ведь спортивные сооружения есть и в муниципалитетах, и в коммерческих организациях. Новый термин позволит нам дать четкие и понятные преференции объектам, которые предназначены именно для спортивной деятельности, а не абстрактным юридическим лицам, имеющим иные объекты, совершенно не подпадающие под преференции.
И, пожалуй, это самое главное, вводится достаточно четкая вертикаль федераций. Больше людей начнут заниматься именно массовым спортом, массовой физической культурой. Ведь, по большей части, основная задача - это не столько спорт высших достижений, сколько массовый спорт. Но этими вопросами спортивные федерации предпочитают не заниматься. Некоторые из них просто не представлены в регионах. Поэтому и не развивается спорт в регионах как общественное движение. Единая концепция вертикали, надеюсь, поможет усилить влияние общественности на обеспечение массовости физкультуры и спорта.
РГ: Тем не менее министр финансов сделал замечание, что в законопроекте есть пункт о проведении общероссийского мониторинга за здоровьем населения, а о финансировании этого мероприятия - ни слова. Речь идет о том, что это мероприятие будет финансироваться из бюджетов субъектов?
Зеленин: Не совсем так. На самом деле мы заинтересованы в том, чтобы иметь данные по всей России. Поэтому мы регулярно подаем свои данные в Росспорт, который собирает, актуализирует их и предоставляет региону аналитические выкладки, касающиеся всей России. Это очень важно, ведь в каждом регионе должны знать, как развивается спорт у других. Поэтому на нынешнем уровне мониторинга дополнительное финансирование не требуется.
РГ: Вы готовили предложения к представленному законопроекту? Они касаются финансирования или разграничения полномочий?
Зеленин: В законопроекте есть блок о разграничении полномочий между регионами и федеральным центром. Это, конечно же, позволит более четко и системно подходить к финансированию тех или иных объектов, мероприятий или иных полномочий, не нарушая при этом законодательства. Потому что зачастую финансирования все же недостаточно.
Но я бы предложил еще два дополнительных решения. Прежде всего не так давно из законодательства исчезло слово "молодежь". Хотя, надо заметить, оно появилось или начинает появляться в различных законах, что очень важно. Например, оно появилось в 131-м законе в отношении муниципальных образований. И я считаю, что в действующем законодательстве обязательно должно быть такое понятие, как "физическое воспитание молодежи". Не просто "физическое воспитание", термин, который есть в законе, а именно "физическое воспитание молодежи", которого там пока нет.
Второй вопрос - это понятие "дополнительного спортивного образования". Сейчас в законодательстве не совсем четко прописано, чьи эти полномочия: муниципальные или региональные. Этим вопросом даже занимался Конституционный суд. И на самом деле, уточнение в законодательство в части разграничения полномочий между региональной, исполнительной властью и муниципалитетами необходимо, в том числе по дополнительному спортивному образованию школы.
Кроме того, целесообразно ввести понятие "тренер". Тренер - это сотрудник или должностное лицо, находящееся в штатном расписании. Но в отличие от спортсменов его социальная защита просто не прописана. Для улучшения его социального статуса, пенсионного обеспечения надо определить его должностные обязанности, а также гарантированную социальную защиту.
Что касается спортивных школ, то неплохо было бы ввести такое понятие, как "адаптивная спортивная школа" - учреждение, где бесплатно обучаются и тренируются спортсмены-инвалиды.
РГ: Ваши предложения обсуждались?
Зеленин: Поправки носят большей частью дополнительный характер. Тем не менее эти предложения будут направлены в Государственную Думу. Но в целом хочу еще раз отметить, что закон "О физической культуре и спорте в РФ" абсолютно актуальный документ, его надо срочно принимать, потому что он поможет систематизировать работу.