Андрей Битов: Я люблю это место, люблю этот фестиваль и рад, что мне предоставили возможность в бабье лето здесь бывать. Это уже сложилось в традицию. Потом это место связано с моей биографией такими памятными узами, как зачатие, как мне рассказывали родители. К тому же это одна из моих исторических родин, потому что фамилия Битовых происходит от адыгов, а это бывшая Адыгея. И вообще жюри как таковое мне как человеку, который уже, наверное, не следит за так называемым процессом в искусстве, дает очень многое: я оказываюсь в курсе того, что отобрано, и отобрано квалифицированно. И получаю как бы современное образование, что сейчас делается. Это просвещение. Качество представленных работ, конечно, тоже желательно для меня. Когда хорошо, то приятно, но самое трудное - это различить тройку с плюсом от тройки с минусом. А когда пошли четверки, то уже становится легче жить.
Российская газета: Для вас комфортнее быть членом жюри или просто гостем фестиваля?
Битов: Ну, конечно, лучше сидеть на море и смотреть фильмы по рекомендациям для собственного удовольствия, чем выполнять обязательства смотреть все. Но это не самая тяжкая работа. К тому же в жюри входят такие люди (Святослав Бэлза, Ирина Антонова, Анатолий Васильев, Владимир Досталь, Виктор Ерофеев, Армен Медведев. - Прим.ред.), с которыми приятно быть вместе. Я давно их знаю, но такой возможности постоянно видеться с ними, какая появляется здесь, в течение года нет. И это большой положительный момент - общение с серьезными людьми.
РГ: Вы часто обсуждаете конкурсные фильмы?
Битов: Мы накапливаем впечатления, поскольку у всех есть опыт в "жюрении".
Помню, в предыдущую мою работу в жюри на "Киношоке" мы каждый раз обсуждали каждый фильм, а сейчас уже здесь собрались волки, которые знают, что съедобно, что нет, и ждут, когда вдруг выпадет настоящий кусок.
РГ: Если бы вас попросили написать рассказ про фестиваль "Киношок", что бы легло в основу сюжета?
Битов: Можно было бы говорить о закрытии летнего сезона - вот эта атмосфера конца сезона сама по себе очень кинематографична. Люди, все очень занятые, попадают только в самый последний момент к раздаче лета... Или можно было бы говорить об интимной осенней ностальгии...
РГ: Но главным героем стал бы какой-нибудь кинематографист или просто чайка, гуляющая по пляжу?
Битов: Не знаю: я столько лет уже не пишу рассказов, потому что каждый день можно легко превратить в рассказ. Только я их не пишу.
РГ: Жаль.
Битов: Ну отчего же. Что написано, то написано. А к производству русская литература мало имеет отношения. Если я когда-то что-то мог, то это не значит, что я должен все время это и делать. Потом непонятно, что на что влияет. Я очень хочу написать рассказ под названием "Перемена погоды". Сегодня я об этом вспомнил, потому что погода на море переменилась. Будет ли это в результате - Анапа или то самое чувство, когда меняется человеческий срок и вдруг меняется и атмосфера... Что от чего зависит? Может быть, это и есть освежение каких-то глубинных серьезных замыслов через этот якобы необязательный опыт?