26.09.2006 02:30
    Поделиться

    Андрея Козлова убили за борьбу с теневыми банковскими услугами

    Динамику такого рода можно, разумеется косвенно, проследить по данным о выдаче и приеме банками наличных рублевых средств. Они представляются Центробанком в разрезе регионов, что позволяет выявить территории с повышенной активностью.

    Разумеется, не обязательно активность с наличкой связана с криминалом, она может, например, объясняться сезонными платежами за сельхозпродукцию, выплатами "боевых" участникам "горячих точек", массовым притоком туристов или просто розничных покупателей из соседних регионов.

    Анализ абсолютных цифр выдачи и приема наличности дает нам общее понимание картины. Но прежде уточним: мы анализируем данные только за третий и четвертый кварталы 2005 года, поскольку ЦБ РФ начал ежеквартальный учет этой информации только с середины прошлого года. До этого анализ ситуации велся лишь по годовым показателям.

    Итак, в 21 субъекте Федерации (в 2004 году в 58) объем наличности в обращении вырос на общую сумму 124 миллиарда рублей, а в остальных сократился на 508 миллиардов. Таким образом, объем рублевой наличности в целом по стране уменьшился на 384 миллиарда рублей (в 2004 году, наоборот, вырос на 219 миллиардов).

    Наибольшее сокращение наличности в обороте в абсолютных цифрах отмечено в Москве и области (на 130 миллиардов рублей), Краснодарском крае (58 миллиардов) и Новосибирской области (32).

    Обратная картина - наибольший прирост наличности - отмечена в Тюменской области (включая оба округа - 43 миллиарда рублей), Санкт-Петербурге (23 миллиарда), Республике Татарстан (14 миллиардов).

    В относительных цифрах ситуация несколько иная. Но сперва два слова о методике. В качестве числителя для построения относительного показателя было использовано количество физических лиц - плательщиков подоходного налога в том или ином регионе. В результате был получен параметр, показывающий на какую сумму изменился объем рублевой наличности в расчете на одного налогоплательщика, - что, на наш взгляд, лучше проясняет ситуацию с активностью в сфере наличности. Теоретически он не должен сильно меняться в зависимости от региона, то есть его значение во всех субъектах РФ должно быть близко к среднему по стране. В данном случае это 3,5 тысячи рублей. И здесь автор еще раз просит не считать результаты анализа прямым или косвенным обвинением в чей-либо адрес и сказать следующее.

    Возможны два варианта, в каждом из которых может присутствовать криминальное обналичивание. Первый, когда выбранный нами относительный показатель растет наибольшими темпами. Это может быть вызвано тем, что, невзирая на противодействие ЦБ недобросовестные представители банковского сообщества не прекращают свой бизнес по обналичиванию. Однако рост стоимости рисков, вызванный позицией ЦБ РФ, порождает серьезное недовольство у этих "представителей".

    Лидерами в части прироста наличности оказались Тюменская область (16,5 тысячи рублей в расчете на одного работающего), Республика Ингушетия (13,5 тысячи рублей) и Санкт-Петербург (6,9 тысячи рублей). Лидерство Тюменской области, возможно, вызвано традиционно высокими доходами работников нефтянки, а Республики Ингушетия - массовыми выплатами "боевых" работникам местной милиции.

    Второй вариант - когда показатель сокращается наибольшими темпами. Это может быть вызвано тем, что противозаконный бизнес по обналичиванию свернут. Но в таком случае "представители" остаются без крупных источников дохода, что также не может не вызывать у них серьезного недовольства.

    Лидерами в части сокращения наличности оказались Республика Бурятия (28,7 тысячи рублей), Новосибирская область (16,5 тысячи рублей) и Краснодарский край (16,5 тысячи рублей). Для последнего большой оборот наличности всегда был традиционен, что связано с высоким уровнем развития сельского хозяйства.

    В качестве некоторого итога отметим, что ситуация с наличностью в 2005 году по сравнению с 2004-м стала лучше, поскольку прирост наличности в обороте сменился сокращением, а количество регионов, где происходит этот процесс, увеличилось вдвое.

    Мы попросили Сергея Щербину, банкира с большим стажем и опытом работы, прокомментировать наши рассуждения. Вот что он сказал: "Конечно, можно спорить о корректности используемой методики, однако данные показывают, во-первых, что Андрей Козлов не зря боролся с теневыми банковскими услугами, поскольку наметился устойчивый тренд по снижению нелегального оборота наличных денег в отечественной экономике. И, во-вторых, что для закрепления этой тенденции государству следует активно бороться не только с банками-"прачечными", но и с другими субъектами этого нелегального бизнеса, собственно и являющимися заказчиками этой услуги".

    Кстати, среди последних не только представители теневого бизнеса, но и фальшивомонетчики. В этой связи уместно напомнить, что прошедшим летом увидела свет пятитысячная купюра. Центробанк России почти три месяца массированно рекламировал способы проверки ее подлинности (а заодно и всех других купюр) в региональном телеэфире. Результат оказался впечатляющим, а именно - количество выявляемых фальшивок резко выросло. Люди стали лучше ориентироваться в защитных признаках бумаг, в результате чего значительная часть фальшивок была очень быстро выведена из оборота. Например, в регионах центральной России рост выявленных фальшивок составил от 40 до 100 процентов. Этим самым был нанесен серьезный удар по фальшивомонетчикам, сети которых замкнуты на теневую обналичку.

    Данные об изменении в регионах рублевой наличности

    Поделиться