26.09.2006 02:00
    Поделиться

    Трассу под Хабаровском строят так долго, что ее надо восстанавливать

    Себестоимость автодороги к океану увеличивается с каждым годом

    Для деловых людей четыре часа по грунтовке - лучше суток в железнодорожном вагоне. Таежная трасса Лидога-Ванино - единственный автомобильный путь, связывающий крупные города с восточной окраиной региона.

    Выдающийся исследователь Владимир Арсеньев набивал тропы для армейских передислокаций на побережье почти 19 лет, а микроавтобус, свернув с федерального автобана Хабаровск - Комсомольск в глубинку Нанайского района, первые 60 километров пролетел по зеркалу дорожного полотна за 40 минут. Однако шоферское счастье быстро закончилось. Остальные 250 километров дороги до следующей асфальтовой заплаты напоминали дно пересохшего горного ручья с переправами различной степени проходимости. А ведь в сутки здесь проходит до 500 автомобилей со стороны краевой столицы и города юности, не считая десятков местных лесовозов.

    - В этом году с весны по осень практически по всей трассе развернуты дорожные участки, ведущие строительство и содержание автодороги, - сообщил заместитель начальника Хабаровского управления автомобильных дорог Игорь Архипов. - Работают три асфальтобетонных завода и три подрядные организации мостостроителей, механизаторов и укладчиков дороги. До 2006 года учреждением освоено более двух с половиной миллиардов рублей. Из них за счет средств краевой казны - 47,2 процента. Остальное, соответственно, составили субвенции и субсидии из федерального бюджета.

    Суммы, вложенные за десятилетие в реализацию проекта Лидога - Ванино, по расчетам экономистов дорожного управления, меньше даже четверти требуемых средств. В 2006 году со стороны Лидоги не прибавилось ни одного километра дороги. А долгострой чреват непредвиденными расходами. Начало нового полотна уже скоро придется восстанавливать, как стареющую дорогу.

    Однако депутат Го­сдумы РФ Вячеслав Шпорт, преодолевший таежный долгострой на джипе, успел заявить, что строительство этой трассы - лишь маленький этап в большом деле развития дорожной сети Дальневосточного региона. При этом представитель законодательной власти уже объявил следующую правительственную задачу - строительство дороги до Николаевска-на-Амуре.

    - Развитие новых морских ворот Дальнего Востока с участием заокеанских партнеров, безусловно, немыслимо без современной дорожной сети, - уверен Игорь Архипов. - Хотелось бы, чтобы заинтересованность чиновников, от которых зависит финансирование новых дорожных проектов, оказалась выше, чем в период строительства трассы Лидога - Ванино.

    После того как рабочие хабаровского ремонтно-строительного управления укатали асфальтом очередные два километра дороги от Лидоги в сторону востока, в этих местах практически ничего не изменилось. Если продолжать строительство такими же темпами, очертания Татарского пролива экскаваторщик увидит примерно через сто лет.

    Тормозит наступление цивилизации и необходимость возведения множества мостов через десятки извилистых стремнин - одно только русло таежной речки Гобилли пересекает маршрут 12 раз. Мосты также строятся черепашьими темпами. Впрочем, и самим мостостроителям такая ситуация давно надоела - нехватка материалов, рабочих, специалистов обусловлена недостаточным финансированием.

    "Эх, надо было все-таки поездом на побережье ехать", - думает всякий, преодолевающий эту пустынную трассу. Кому она вообще нужна, если на ней нет ни одного официального населенного пункта? Неужели она полностью востребована лишь отчаянными перегонщиками иномарок с причала ванинского порта по разухабистому пути, на котором подвески японских седанов болезненно вздрагивают, впервые знакомясь с периферийными дорогами России? Во имя чего сотни миллионов рублей ежегодно вкладывать в пустынный долгострой?

    Ведь в сотне километров севернее автотрассы жителям десятков деревень частные автомобили вообще не нужны - они продолжают находиться в плену непроходимой тайги. Почему стратеги в 2000 году приняли решение соединить Татарский пролив с дальневосточной столицей именно там, где постоянно мог существовать в гармоничном соседстве с тиграми и медведями только Дерсу Узала?

    В конце концов, есть проверенный поезд, который с 1945 года раз в сутки медленно, но верно доставляет по рельсам районных отшельников в два самых крупных города Приамурья и обратно… И все же без этой автодороги сегодня кому-то никак…Наверное, любой ванинский и совгаванский предприниматель скажет, что его бизнес давно бы уж прогорел, если бы не эта трасса. Только по ней можно в рефрижераторах доставить на побережье скоропортящиеся продукты. Если бы коммерсант доставлял их железной дорогой или надеялся только на морской путь, товары и продукты на витринах двух отдаленных районов стали бы золотыми, а региональные производители остались бы без многих точек сбыта. Так что есть смысл рисковать жизнями над пропастями и разбивать технику на этой трясучке. А водители лесовозов, выныривающие с просек и доставляющие кругляк в ванинский порт, давно забыли о таких понятиях, как риск и комфорт. Сверхприбыли и конкуренция между хозяевами лесопромышленных фирм определяют скорость на небезопасной дистанции "лесофонд - палуба".

    Подъезжая к побережью, замечаем, что строительство трассы в большей степени сегодня активизируется и со стороны Ванино. Десятки единиц работающей в выходной день техники, карьеры, несколько десятков километров новорожденного шоссе у обочины на подъезде к побережью края свидетельствуют о том, что в строительстве дороги местные власти действительно крайне заинтересованы. Но именно при работах со стороны Ванино и проявилась крайняя бережливость средств. Пробиваясь через скалы, подрядчики решили сэкономить на услугах подрывников и решили преодолеть горные крепости с помощью японской спецтехники. В результате на "поле боя" оставили немало дорогостоящих машин.

    По словам управленца государственного учреждения Игоря Архипова, уже есть договоренность, согласно которой на продолжение трассы в 2007 году должно быть выделено из бюджетных средств не менее 700 миллионов рублей.

    Поделиться