26.09.2006 02:10
    Поделиться

    Депутаты разрешат печатать снимки публичных людей без их разрешения

    Депутаты Госдумы не должны обижаться, если фотокамера зафиксирует их задремавшими прямо в зале пленарных заседаний, а газеты этот фотоснимок опубликуют без спроса.

    Депутаты, конечно же, тоже люди и право собственности на свое изображение имеют. Однако они люди публичные, а потому, когда дело касается публичной деятельности, право на депутатское изображение появляется и у публики - должен же народ в лицо знать своих избранников. И видеть, как они участвуют в законотворчестве, как общаются с избирателями. "Никто не говорит, что нельзя снимать спикеров верхней и нижней палаты парламента или президента", - заметил председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, но при этом предупредил представителей средств массовой информации на вчерашней пресс-конференции в Доме журналиста, что важно не перейти тонкую грань, когда публичная деятельность кончается и начинается частная жизнь. И тут уж без разрешения нельзя фотографировать ни депутата, ни министра, ни артиста, ни токаря. Кстати, как заметил Крашенинников, токарь тоже может стать публичным человеком, если станет победителем соревнования или выйдет на митинг. И инспектор ГИБДД, неожиданно появившись из кустов, чтобы затормозить автомобиль, не может требовать, чтобы на него не наводили объектив, он ведь не у себя дома. Право на изображение - "это неотъемлемая часть права личности" и защищается Гражданским кодексом, четвертой его частью, принятой Думой в первом чтении на прошлой неделе. Но, как сказал Павел Крашенинников, это было предусмотрено и советским законодательством. Право на частную жизнь гораздо шире, и на этот счет есть нормы, предусматривающие ответственность за нарушение этого права. Несанкционированная публикация фотоснимка, не связанного с публичной деятельностью, тоже не останется безнаказанной. И "всякие папарацци" могут не рассчитывать, что отделаются только штрафом. Если публикация привела к тяжелым последствиям, то ответственность, по словам Крашенинникова, может быть и уголовной.

    Депутаты Госдумы в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса намерены сделать поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, где четко будут определены критерии, чтобы снизить коррупционный риск, и меры ответственности. "Мы специально настаиваем на том, - заметил Крашенинников, - чтобы крупные законодательные акты не вступали в силу сразу после принятия". Предполагается, что четвертая часть Гражданского кодекса начнет действовать с 1 января 2008 года. А после того как Дума прочтет законопроект в окончательном третьем чтении, будет создана рабочая группа, которая займется подготовкой изменений и в УК, КоАП и другие законы. И не только по ответственности за нарушение права на изображение, но и за контрафактную продукцию. Крашенинников попросил журналистов не сводить проблему контрафакта только лишь к DVD-дискам и видеокассетам, а борьбу с ним к демонстрации картин, как эти кассеты давит бульдозер. "Конечно, это выглядит впечатляюще", но кто-то ведь и сожалеет, что "музыка" подорожает. Но "если лекарства поддельные, если узлы самолета не соответствуют стандартам" - тут уж бульдозера мало.

    В новой главе Гражданского кодекса, по словам Крашенинникова, предусмотрена конфискация контрафакта и средств его производства, возмещение авторам интеллектуальной собственности ущерба, лишение лицензии и даже ликвидация юридического лица, зарабатывающего на подделках. Однако, сообщил Крашенинников, Дума намерена ужесточать санкции "в сфере пиратства".

    Поделиться