Получив летом 2004 года мандат доверия от избирателей, городская Дума тут же предприняла атаку на своего председателя (мэр, напомним, согласно прежнему закону о местном самоуправлении возглавляет не только исполнительную, но и представительную ветви муниципальной власти). Были судебные иски, посредством которых оппоненты Лиманского пытались урезать его полномочия или доказать, что глава города ими злоупотребляет. Сам мэр также не упускал случая досадить своим противникам: заседания Думы он не посещал, документы не подписывал. Но два года изматывающих боев не принесли противникам ни славы, ни ожидаемых "аннексий и контрибуций".
Все более очевидные негативные последствия конфликта для функционирования системы управления городским хозяйством подсказали выход: пора принимать меры принуждения к мэру. Миротворческую миссию взяла на себя местная организация партии "Единая Россия". В итоге думское большинство приняло-таки Устав города, согласно которому будущий мэр будет избираться всенародно, а не из состава депутатов.
На радостях лидер упомянутого большинства на правах заместителя председателя Думы немедленно подписал текст Устава и направил его на регистрацию в минюст. Где его столь же оперативно и зарегистрировали. А следом депутаты назначили и дату выборов - 8 октября нынешнего года. И то сказать - пора, ведь срок полномочий действующего мэра истек еще в июле. Но тут - новый скандал: оказывается, священное право наложения визы на столь важный документ, по мнению Г. Лиманского и его юристов, принадлежит исключительно главе города. О чем он и напомнил спустя неделю, устроив торжественную церемонию подписания того же текста городской конституции и отправив его в адрес того же минюста. Там, впрочем, устраивать "второй дубль" регистрации Устава посчитали нецелесообразным: тексты-то идентичны.
Тем не менее многие местные аналитики и знатоки закона склонны полагать, что при случае одна из противоборствующих сторон может воспользоваться этой юридической зацепкой и оспорить легитимность зарегистрированного федеральным ведомством документа. В самом деле, почему мэр взял мхатовскую паузу при подписании Устава, оперативно не уведомив при этом региональное управление минюста в "неправильности" отправленного туда документа, завизированного вице-спикером городской Думы?
Таким образом, результаты объявленных выборов главы города оказались под вопросом, ответить на который сможет только суд. Проект иска, возможно, уже лежит в столе у Лиманского. И ход ему может быть дан в любой момент. Допустим, в случае неизбрания мэром.
Еще совсем недавно в Самаре главной новостью были действия следственных органов, добивавшихся привлечения Г. Лиманского к уголовной ответственности, но вскоре инициатор расследования, областная прокуратура, отозвала представление, сославшись на необходимость дополнительной проверки неких новых сведений, поступивших в ее распоряжение.
Столь неожиданный поворот вызвал в местных политических кругах неоднозначную реакцию.
Как бы там ни было, явное снижение интереса следователей к "делу Лиманского" налицо. А дальнейшие события показали, что без высокой политики тут не обошлось. Если совсем недавно региональный политсовет партии "Единая Россия" слал в Генпрокуратуру недоуменный запрос по поводу приостановки следственных действий в самарской мэрии, то теперь бывший фигурант - после вмешательства верховного партначальства - поменял не только свой правовой статус, но и политическую ориентацию и партийную принадлежность. В одночасье Георгий Лиманский стал правоверным единороссом и кандидатом на пост главы города от правящей партии.
Политические эксперты по-разному оценивают этот ход самарского мэра. Кто-то его считает сильным, определяющим. Кто-то - наоборот. Лиманский дважды побеждал на выборах благодаря поддержке левого фланга местных избирателей, включая коммунистов. Теперь же, вступив в "Единую Россию", он, по сути, дал понять, что в этой поддержке не нуждается. Хотя и коммунисты поддерживают его в борьбе за кресло главы города.
Вот в таком политико-правовом антураже началась в Самаре предвыборная кампания.