26.09.2006 03:02
    Поделиться

    Власти Урала за советом пошли к народу

    При реализации нацпроектов на Урале учитывают мнение общественности

    Подсказки для губернатора 

    О важной роли общественности в реализации ПНП глава государства заявил в самом начале работы над нацпроектами. Но мало кто из руководителей региональной да и федеральной власти услышал тогда подсказку, как успешно выполнить намеченное. В Уральском же федеральном округе поняли, где кроется мощный ресурс, и при полномочном представителе президента РФ первыми в стране создали Общественный совет (ОС) по контролю за реализацией проектов. Оказалось, что этот "трансформер" Собрания общественных организаций округа, кстати и созданный по их инициативе, может быть не только весьма эффективным механизмом реального влияния народа на власть, но и выступает в качестве ее помощника и объективного источника информации с мест. Не случайно вновь созданный механизм успешно "клонировался" по вертикали: сегодня общественные советы работают в шести субъектах федерации, входящих в УрФО. И что особенно важно - в муниципальных образованиях, взаимодействуя с органами местного самоуправления в 114 населенных пунктах.

    Польза от этого очевидна. Общественники и аппарат полпреда выбрали, как полагают аналитики, вполне эффективный способ совместной работы - создали систему обратной связи с населением. Совет изучает мнение жителей по тем или иным аспектам ПНП, проводит общественные слушания (состоялось уже более двадцати обсуждений в разных регионах УрФО), обобщает и представляет в полпредство предложения граждан по реализации приоритетных национальных проектов, которые затем поступают в администрацию президента. Поскольку "острые углы", как правило, схожи во всех регионах, то актуальные темы (таких выделено 70) с конкретными рекомендациями их решения внесены в так называемый проблематор, с которым работают в том числе и федеральные структуры. Более 30 сигналов Общественного совета, принятых от населения, попали в план контрольных проверок полпредства.

    Другим надежным каналом обратной связи стала "горячая линия" полпреда по вопросам ПНП (более тысячи идей и замечаний с начала года). Оттуда специалисты тоже черпают "народную мудрость". Таким образом, власть получила бесценный источник информации: население, которое находится "ближе к жизни" и ежедневно сталкивается с проблемами, скажем, организации медицинской помощи или реализации сельхозпродукции, видит эти сложности гораздо четче, чем чиновники из окон кабинетов. С другой стороны, теперь и в кабинетах с помощью населения стали лучше понимать, где буксуют управленческие механизмы и как это можно исправить. Другой вопрос, готовы ли органы власти помочь людям. В полпредстве говорят: это уже наши проблемы.  

    Митинг делу не поможет 

    Как утверждают аналитики, в новейшей российской истории взаимоотношения государства и народа вышли на уникальный рубеж: впервые институты гражданского общества начинают влиять на власть, которая этому не сопротивляется, а даже поощряет - во всяком случае, в публичных заявлениях. И явление это необходимо всячески развивать, если мы хотим добиться того, что задумали, полагают обществоведы. По мнению полпреда Петра Латышева, власть пошла на диалог с общественными движениями, в том числе оппозиционными, не ради популизма, а чтобы вместе, по-партнерски, работать над общими задачами. Но именно в консолидации усилий кроются главные сложности, считает полпред. 

    И, действительно, некоторые до сих пор уверены в том, что решить насущные проблемы можно лишь с помощью митингов и манифестаций, особенно если это касается проблем ЖКХ. Другие, имея большинство в региональных или муниципальных парламентах, плохо используют это преимущество, а на встречах с избирателями выступают, как правило, лишь в качестве почетных гостей. Но есть и хорошие примеры. Например, депутаты из парламентского большинства Законодательного собрания Челябинской области участвовали в разработке программы "Дети Южного Урала", основные положения которой рекомендуют взять для реализации демографической программы на других территориях.

    Вот что они предлагают. Объявить приоритетом семью из трех детей, а не из двух, как полагают "федералы"; матерям, воспитывающим детей, засчитывать это время как трудовой стаж и обеспечить высокую зарплату; семьи с детьми, которые могут распасться из-за низкой обеспеченности, должны получить помощь регионального бюджета. Депутаты Законодательного собрания Свердловской области - члены одной из ведущих партий - взяли на себя создание регионального Семейного кодекса, который предусматривает социальные гарантии матери и ребенка, добились, чтобы школьники младших классов и ученики из малообеспеченных семей получали горячее питание бесплатно, лоббируют строительство медико-генетического центра, способного выявлять болезни на ранних стадиях. А коллеги свердловчан из Тюменской думы замахнулись аж на возвращение земляков из-за рубежа и других российских регионов. Они подготовили программу, с помощью которой надеются вернуть домой бывших жителей Сибири.  

    Выбирают по заслугам  

    Это далеко не все оригинальные идеи членов политических партий. Правда, занимаются их авторы большей частью проектами, которые сегодня у всех на слуху и за срыв которых можно лишиться руководящего поста. Но что главнее в приоритетных программах государства, еще надо посмотреть. Скажем, насколько эффективно будут потрачены огромные средства на укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей, если вода из кранов и колонок становится источником заражения опасными болезнями? Однако, кроме природоохранных государственных организаций и общественников-экологов, качеством воды и загрязнением территорий никто не занимается. Вот участок работы для партий, которые сетуют на то, что их более активные политические оппоненты захватили инициативу в самых громких проектах. Если посмотреть по сторонам, то можно найти и другие объекты для приложения сил. Да и возможностям попиарить себя в работе над приоритетными национальными проектами несть числа.

    Дел столько, что каждому найдется не просто место, а целый фронт работ. В то же время наиболее крупные политические движения настолько негативно настроены по отношению друг к другу, что речь о консолидации сил для общего дела не идет. Странно, не правда ли, если абсолютно все партии заявляют о том, что их задача - могущество государства и благо народа? Осмыслить ситуацию и определить для себя точки приложения сил предлагают политическим партиям и общественным объединениям в полпредстве президента в УрФО. Ни одна национальная, региональная или муниципальная задача без осознания этого не может быть решена. Надо только, чтобы общественность, граждане и политические партии нашли дорогу друг к другу. Как? Да просто: скажем, собраться всем на общественные слушания по проблемам демографии в каком-либо районе УрФО или обсудить сообща отношение уральцев к партиям, предлагают эксперты полпредства.

    Наша справка

    В борьбе за места в Свердловской областной думе участвует 10 федеральных партий, на довыборах в Палату представителей Законодательного собрания по Верх-Исетскому округу 80 процентов кандидатов являются членами общероссийских политических движений. На повторных выборах в Законодательное собрание Челябинской области партийцы составляют более половины кандидатов в депутаты. Как полагают в полпредстве, избиратели на предстоящих выборах в Свердловской и Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе и Зауралье будут оценивать заслуги кандидатов в депутаты и будущих глав органов местного самоуправления в том числе и по таким показателям, как участие их партий в реализации приоритетных национальных проектов.

    Поделиться