Итак, согласно постановлению правительства пошлина на сырую нефть с 1 октября устанавливается в размере 237,6 доллара за тысячу кг (проще говоря - тонну). Рост пошлин происходит из-за того, что в конце августа произошел пересмотр размера, в связи с понижением средней цены на нефть в конце августа. Хотя, как передает агентство "РосБизнесКонсалтинг" по словам начальника таможенных платежей министерства финансов РФ Александра Саковича, изначально правительство прогнозировало экспортную пошлину на уровне 239 долларов за тонну.
Рост экспортных пошлин на нефть стало явлением вполне обычным, так как на мировых рынках, в свою очередь, уже несколько месяцев подряд установились рекордно высокие цены на нефть. Исходя из сложившейся российской практики, давно получается, чем выше цены на мировых рынках, тем выше должны быть и пошлины. Другое дело, что последнее решение о повышении экспортной пошлины на нефть пришлось на некоторое ценовое затишье на мировых энергорынках. А в конце прошлой недели цены на нефть и вовсе пошли вниз, опустившись за отметку 61 доллар за баррель. Фьючерсы на бензин и топочный мазут снизились еще больше, до самого низкого уровня за последние семь месяцев.
Столь сильное падение цен на мировых рынках эксперты связывают с опубликованным 20 сентября еженедельным докладом министерства энергетики США о состоянии запасов сырой нефти и нефтепродуктов в стране. Дальнейшее падение цен на нефть, которое будет происходить на мировых рынках, аналитики связывают с растущей добычей нефти в странах, не входящих в мировой нефтяной картель, а также с высокими запасами сырой нефти и нефтепродуктов в США - в стране, потребляющей практически пятую часть всей производимой нефти в мире.
Что касается России, то, напомним, что нефтяников накануне снижения мировых цен на нефть и одновременным повышением экспортных пошлин попросили, если не повышать, то хотя бы заморозить цены на бензин на внутреннем рынке на нынешнем уровне. Нынешний уровень - это почти 20 рублей за литр Аи-95. Нефтяники в принципе не особо возражали. Сейчас же, когда, повторим, цены на нефть снижаются, а пошлины растут, пойдут ли они на заморозку? Ведь недополученную выгоду на внешних рынках российские нефтяные компании привыкли добирать на внутреннем, повышая цены на бензин. А к этому прибавляется и повышение экспортных пошлин.
Между тем, согласно прогнозам минпромэнерго, в июле-сентябре этого года поставки нефти на российские НПЗ уменьшатся почти на 4 процента - до 57,8 миллиона тонн, экспорт в страны дальнего зарубежья вырастет на 28,5 процента и составит 55,9 миллиона тонн. Из этого следует, что на внутреннем рынке может произойти перекос от нынешнего равенства между спросом и предложением в сторону снижения предложения. Это может привести только к очередному повышению цен на внутреннем рынке.