В Москве открылась выставка "Издательский бизнес-2006"

Выставка-конференция совмещает в себе три возможности: презентацию растущего издательского рынка, обсуждение его проблем в рамках деловой программы и переговоры, профессиональное общение и поиск партнеров.

При поддержке стратегических партнеров ГИПП - WAN, FIPP, IFRA - подготовлена насыщенная деловая программа. Российские и международные эксперты представят обзор тенденций развития газетно-журнальной отрасли, познакомят с современными стратегиями и новыми направлениями этого бизнеса.

Так как выставка-конференция ориентирована строго на профессионалов, то и сама атмосфера на ней - исключительно деловая, без особого пафоса. Даже на открытии приветственные речи президента ГИПП, генерального директора ФГУ "Российская газета" Александра Горбенко, и исполнительного директора выставки Юлии Казаковой уложились буквально в несколько минут. Правда, с "ритуальной" ленточкой справлялись уже втроем: руководители Гильдии позвали "на помощь" экс-президента ГИПП Леонида Макарона. Сразу после соблюдения всех традиционных формальностей экспозиция начала работу. Есть на выставочной площадке и стенд "Российской газеты". Кроме информации об издании, истории и перспективах его развития, "РГ" представляет недавно выпущенную нашим издательством книгу главы ТПП Евгения Примакова "Ближний Восток. На сцене и за кулисами".

Конференция по вопросам распространения СМИ собрала наибольшее число участников. И это вполне понятно, поскольку она является для отрасли одной из самых болезненных. Россия является одной из немногих стран - в компании, например, Либерии и Кот-д Ивуара, - где стоимость издания не указана на обложке. И совсем не потому, что российские издатели "позабыли" о такой мелочи. Отсутствие фиксированной цены - результат непрозрачности рынка распространения, который может менять правила игры слишком часто. Участники конференции видят решение этой проблемы в принятии специального закона о распространении, поскольку пресса - это особый вид товара, имеющий прежде всего социальное значение. Сегодня же отсутствует единый оператор, с которым можно было бы решать вопросы ценовой политики. Особенно остро проблема стоит в регионах, где некоторые местные власти давно поняли, что распространение - это весьма эффективный инструмент, с помощью которого с рынка можно устранить практически любое неугодное издание. Очевидно, что решение вопроса распространения периодической печати станет для Гильдии издателей периодической печати первоочередным.

Сегодня же на выставке большой "иностранный" день. Кроме ряда семинаров запланированы конференции по мировым тенденциям газетной отрасли с участием Тимоти Болдинга, генерального директора Всемирной газетной ассоциации и по инновациям в издательском бизнесе, о которых расскажет Хуан Антонио Гинер - вице-президент INNOVATION.

   Тенденции

Игорь Велетминский

По темпам роста российский рынок прессы является одним из мировых лидеров, хотя в международной "системе координат" пока не дотягивает до развитых рынков по объему и структуре.

Одной из важнейшей особенностей, проявившихся в последние годы, является то, что стал доминировать мотив приобретения издательского бизнеса ради получения прибыли. Не секрет, что еще совсем недавно этот интерес носил ярко выраженный политический или корпоративный характер. И качественно новый импульс уже дал некоторый экономический эффект. Так, если в 2004 году общие доходы российских печатных СМИ от розничной реализации составили 1,08 миллиарда долларов, то в 2005 году - 1,2 миллиарда долларов. А по итогам 2006 года прогнозируется выход на рубеж в 1,37 миллиарда долларов. Растут, хотя и недостаточно быстрыми темпами, доходы от подписки: в 2006 году они составят порядка 630 миллионов долларов (в 2004 году было на 95 миллионов долларов меньше). В целом российский рынок периодической печати, вместе с поступлениями от рекламы, в 2005 году достиг 3,57 миллиарда долларов. Объем инвестиций в него составил 1,3 миллиарда долларов. Любопытно, что аналитики подсчитали: темпы роста отечественного рынка рекламы в несколько раз опережают и мировые показатели, и темпы роста ВВП. К 2010 году объем рынка рекламы в России должен удвоиться - также раньше, чем ВВП.

Однако при оценке ситуации исключительно благоприятная финансовая динамика не должна настраивать на мажорный лад. Специалисты говорят о типичных "проблемах переходного периода", переживаемого российским рынком печатных СМИ. Как отмечает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, "бизнес-проектов на российском рынке прессы реализуется немало и с каждым днем становится больше, но в процентном отношении, особенно в газетном сегменте, они пока не преобладают". Кроме того, доминируют чисто развлекательные издания. А российскому издательскому бизнесу пока в гораздо большей степени, чем в странах с устоявшимися рыночными традициями, присуща нестабильность, в том числе порожденная отсутствием общепризнанных правил сотрудничества между издателями и распространителями на рынке прессы.