Почти 70 процентов учебников содержат фактические ошибки

Российская газета | Светлана Леонидовна, федеральный перечень на начавшийся учебный год утвержден еще в декабре 2005-го. Зачем такая "фора"?

Светлана Тетерина | Делается это для того, чтобы как можно раньше довести информацию об учебниках, одобренных министерством, до школ. Ведь право выбора книг из федерального перечня - именно у школы. Особенность федерального перечня на этот год, а всего в нем 1012 учебников, в том, что сюда уже включены учебники, прошедшие экспертизу по новым правилам. В соответствии с ними к проверке было заявлено 241 учебное издание, но заветный разрешительный гриф получили лишь 156 книг.

РГ | Я так понимаю, что экспертиза учебников на следующий учебный год уже идет?

Тетерина | Совершенно верно. Сейчас на экспертизе 509 учебников. Подчеркну, что более ста из них - учебники по истории и обществознанию. Большое количество заявок по этим предметам для нас уже данность. Кроме того, активно направляют в экспертные комиссии учебники по иностранным языкам и книги для начальной школы. До 15 октября эксперты должны проверить все учебники. Будет сформирован перечень на 2007/08 учебный год, приказ о котором появится в декабре.

РГ | Кто еще проводит экспертизу учебников кроме двух академий?

Тетерина | По ряду учебников мы привлекаем и другие организации. Так, например, учебники по ОБЖ обязательно проверяют эксперты из Научно-исследовательского института МЧС, в экспертизе учебников для начальной школы участвуют наши ведущие педагогические университеты.

РГ | Отправка книг на экспертизу - дело добровольное?

Тетерина | Да, но надо сказать, что и заставлять нет нужды. Ведущие издательства учебной литературы, даже не дожидаясь окончания срока действия грифа, отправляют учебники, например, по истории, на досрочную экспертизу. Понимают ответственность перед страной, педагогами, детьми и родителями.

РГ | Школы сами вольны выбирать учебники. Но ведь могут выбрать и те, которых нет в перечне. За это им грозит "наказание"?

Тетерина | Статья 32 Закона "Об образовании" устанавливает, что компетенция и ответственность за выбор учебников из федерального перечня - полномочия образовательного учреждения. За выбор же учебников для предметов в рамках регионального компонента образовательного стандарта ответственность несет субъект Федерации. Этих книг в федеральном перечне нет.

РГ | Учебников из рекомендуемого списка достаточно для обучения?

Тетерина | Конечно, хватит с лихвой: более тысячи учебников по всем предметам для всех классов. Достаточно для того, чтобы каждая школа могла сознательно выбрать именно тот учебник, который соответствует образовательной программе. Более того, нынешний перечень - это по сути три списка: для обычных общеобразовательных школ, для национальных школ и для коррекционных образовательных учреждений.

РГ | На что в первую очередь смотрит эксперт, оценивая учебник?

Тетерина | Порядок экспертизы учебников определяет, как мы говорим, два предмета: соответствие научным данным и возрастным и психологическим особенностям учащихся.

РГ | Оценивать приходится не только содержание, но и названия учебников?

Тетерина | Действительно, зачастую авторы дают им абстрактные, даже романтические названия. Не всегда ясно, какому, собственно, предмету он будет учить школьников. Президиум Федерального совета по учебникам рекомендует издательствам привести названия учебников в соответствие с названиями предметов.

РГ | Многие учителя уверены, что самые лучшие учебники, допустим, по математике или физике - это академические издания, выпущенные еще в советское время.

Тетерина | Эти фолианты до сих пор в ходу, и каждые пять лет они также проходят проверку на продление министерского грифа. Например, такие, как учебник по физике Перышкина. Конечно, они подтверждают свою безупречность, но, естественно, дополняются в соответствии с современными открытиями в науке.

РГ | А почему в поле зрения экспертов не попадают хрестоматии, учебные тетради, методички, атласы?

Тетерина | Таков закон. Но я думаю, что при выборе не только учебника, но и дополнительной литературы школе, конечно, нужно референтное мнение - экспертов из РАН, РАО. Но прежде всего это должно быть мнение педагогического сообщества. Сейчас в рамках нацпроекта отобраны 10 тысяч лучших педагогов, которые признаны сообществом самыми успешными. Мнение этих людей крайне важно для учителей. Поэтому мы уже начали привлекать лучших педагогов к оценке учебников.

   Компетентно

Сергей Сидоренко, ученый секретарь Комиссии РАН по анализу и экспертизе учебной литературы, доктор экономических наук:

- В учебниках хватает откровенно нелепых ошибок. Так, в учебнике по географии Индия названа материком. В учебнике по литературе перепутаны даты жизни и смерти Пушкина. Одна дана по старому стилю, другая - по новому. Детям предлагается запомнить, что Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за роман "Судьба человека", когда, во-первых, это не роман, а повесть, а во-вторых, Нобелевскую премию Шолохов получил все-таки за "Тихий Дон".

Много ошибок по математике. Приведены задачи, которые не решаются. Например: Маша и Коля учатся в одной школе. Маша живет на расстоянии 2 км от нее, Коля - 3 км. Вопрос: на каком расстоянии друг от друга живут Маша и Коля? Нет достаточных условий, и задача в результате имеет бесконечное множество решений. Есть ошибки и в сложнейших заданиях для старшеклассников. Они сводятся к тому, что можно делить на ноль, а фактические ответы не соответствуют данным в учебнике.

В учебниках биологии пишут, что есть кальмары длиной 20 метров. А вот поистине классическая в своей нелепости цитата: "Когда тело спит, душа выходит из него и ведет самостоятельную жизнь". И это, замечу, все тот же учебник по биологии!