27.09.2006 01:00
    Поделиться

    Леонид Коротков: землю нельзя отдавать в аренду иностранцам надолго

    Российская газета| Леонид Викторович, Приамурье со времен освоения славилось своими закромами и плодородием. Судя по вашим постоянным заявлениям, сегодня отрасль так же на подъеме?

    Леонид Коротков| АПК был и остается для нас одним из бюджетообразующих направлений экономического развития. Амурские крестьяне возделывают более половины пашни всего федерального округа. Мы не имеем права оставлять без внимания такие земли, как уникальные "амурские черноземы". У нас на территории находится единственный в своем роде Институт сои, который, к сожалению, переживает далеко не лучшие времена. В то же время Приамурье занимает первое место в России по возделыванию и производству этой культуры.

    Не скрываю, мы многое потеряли, но сегодня появился шанс восстановить все утраченное. У нас есть наработки, которые помогут сделать АПК привлекательным для инвесторов и рядовых фермеров.

    РГ| Может быть, стратегические планы нужно начинать реализовывать с подъема благосостояния тружеников?

    Коротков| Мы с этого и начали. Простой пример. Департамент АПК попробовал централизованно закупать молоко у населения одного из районов, и люди перестали избавляться от коров. Это очень важно, ведь именно на частных подворьях содержится 70 процентов поголовья крупного рогатого скота. Кроме того, по состоянию на 1 сентября крестьянско-фермерским хозяйствам и владельцам личного подсобного хозяйства было выдано кредитов почти на полмиллиарда рублей в рамках национально проекта "Развитие АПК". О чем это говорит? О том, что люди заинтересовались перспективами. Землепашцы и скотоводы пошли за кредитами и перестали смотреть в сторону города. В октябре планируем утвердить две областные и 15 муниципальных программ развития сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации. Дальнейшими шагами должны быть строительство жилья для молодых специалистов, их обучение. Работы предстоит много, так как уже сегодня началось строительство трех крупных животноводческих комплексов на 1200 голов каждый и реконструкция фермы. Общая сметная стоимость этих проектов составляет 582 миллиона рублей. Есть перспективы для развития мукомольного производства, соеперерабатывающей промышленности.

    РГ| Способна ли сельскохозяйственная отрасль противостоять зарубежным продуктам?

    Коротков| У нас пока один неоспоримый аргумент: качество нашей сельхозпродукции намного превосходит зарубежные аналоги. Но конкурировать нам пока тяжело из-за высокой себестоимости местных продуктов. Экономические и природные условия Приамурья накладывают свой отпечаток. Но, думаю, со временем мы сможем решить и эти проблемы.

    РГ| Почему вы резко выступаете против передачи пустующих земель в долгосрочную аренду иностранцам? Они, наверное, тоже могли бы участвовать в экономике и помогать поднимать сельское хозяйство.

    Коротков| 49 лет - это слишком большой срок для аренды земли в приграничной территории. Потом это ведь не ограничится одной только работой с утра до вечера. Переезд родственников, обзаведение семьей, насаждение традиций... И в итоге иностранцы уже чувствуют себя местными жителями, а этот арендованный клочок земли считают своим собственным... Я не против аренды как таковой, но на один год. Кстати, у нас трудятся иностранцы на таких условиях. Четыре китайских сельхозпредприятия занимаются сезонными работами, и всех все устраивает. При этом на их долю приходится ничтожно малая площадь - чуть более одной сотой пашенного клина Приамурья.

    РГ| А лес, значит, можно сдавать в аренду?

    Коротков| Отнюдь, это касается и лесных ресурсов. У нас сегодня зарегистрировано 28 предприятий с инвестициями КНР. Может быть, и много, но все эти предприятия совместные. Ежегодно они обращаются к нам за разрешением на заготовку древесины. Приходится искать золотую середину, потому как полностью отказаться от этой отрасли мы тоже не можем - она занимает более половины экспорта. Но мы уже ведем политику предоставления лицензий на лесозаготовки с оговоренной долей лесопереработки на месте.

    РГ| Пример соседей все-таки учит?

    Коротков| Нам никуда не деться от своего геополитического положения, мы живем на границе, протяженность которой по территории Приамурья составляет 1250 километров - больше, чем в Приморье. Мы - тот самый форпост России на Дальнем Востоке, но экономические и политические связи очень сильные, и мы не можем полностью отказаться от эффективного использования на нашей территории зарубежных ресурсов. Тем более что пример прямо за окном, они там от подобной практики только выигрывают. Нам тоже нужно привлекать людей и финансы, но осторожно, в строго ограниченных масштабах. В частности, мы обратились к президенту страны с предложением создать в районе города Благовещенска совместную трансграничную промышленно-производственную особую экономическую зону. В ней можно будет предоставлять территорию в аренду сроком на 20 лет. Опять же территория эта будет ограничена площадью 10 квадратных километров. Обоснование проекта создания этой зоны в настоящее время направлено для согласования в Минэкономразвития России.

    РГ| Еще одна визитная карточка Амурской области - это активное использование гидроэнергетики. В то же время известно, что на сегодня энергия рек используется всего на четыре процента.

    Коротков| Те четыре процента, про которые вы говорите, далеко не предел. Планы по гидростроительству довольно большие. Говорить про Зейскую ГЭС, наверное, не имеет смысла, она давно и успешно работает. В настоящее время внимание энергетиков приковано к другому крупному гидроэнергетическому объекту - Бурейской ГЭС. Она достраивается опережающими темпами. Ее выход на проектную мощность в 2000 МВт и среднегодовую выработку 7 миллиардов 100 миллионов киловатт-часов планируется в 2009 году. В составе комплексного узла на Бурее появится еще одна гидроэлектростанция - Нижнебурейская, а на Зее - каскад Нижнезейских ГЭС. Подготовительные работы к строительству уже ведутся, кроме того, за период с 2006 по 2013 год планируется возведение Граматухинской ГЭС. После реализации этих проектов гидропотенциал Амурской области должен увеличиться до 18 процентов. В более долгосрочной перспективе возможно строительство Гилюйской ГЭС.

    РГ| Какова судьба космодрома Свободный?

    Коротков| В настоящее время в Москве решается вопрос о целесообразности его содержания. Мы ждем решения и надеемся на лучшее...

    Поделиться