"Здесь пьяные драки чуть ли не каждую ночь"
Драка произошла глубоко за полночь. Наутро всем начальникам отделений милиции Саратовской области была разослана телефонограмма из Вольского ГРОВД: "10.09. 2006 г. в период с 2.30 до 3.10 возле ночного клуба "Галактика" четверо преступников, предположительно армянской национальности, причинили ножевые ранения различной тяжести гр. Кошетову Д.М., Кошетову Д.М.,, Иллину А.В., Меньшикову А.С., Зяблову С.А.; в результате ранения С.А. Зяблов, 1981 г.р., умер. В ходе проведения ОРМ Вольским ГРОВД по подозрению в данном преступлении разыскиваются...". В федеральный розыск объявлены Гарник Унанян и Артур Мхоян.
...Ставни в домах N 158, 160 и 162 по улице Комсомольской затворены даже днем, хотя клуб "Галактика" (он как раз напротив) открывается в 20.00. Несколько выбитых окон внушили окрестным жителям полезность такой профилактики.
- Здесь пьяные драки чуть ли не каждую ночь, - доложил оперативную обстановку заросший щетиной старик, выйдя ко мне за калитку. - Уже и машиной в мой дом торкались.
На ближних подступах к дому во избежание дальнейшего "торканья" хозяин соорудил заграждение - две старые автопокрышки с заполненной камнями сердцевиной.
- Мне девяносто один год, покоя хочется... А тут еженощно то песни горланят, то морды бьют. Пора закрывать эту "Галактику" чертову.
О ночной драке, случившейся неделю назад в десятке метров от его дома, старик наслышан.
- Вроде кого-то порезали. А подробностей, извините, не знаю.
Подробности известны. По версии следствия, основанной на показаниях потерпевших, дело было так. Два брата, Денис и Дмитрий Кошетовы, со своими женами отправились в "Галактику" провести субботний вечер. Компанию им составил Сергей Зяблов - бывший одноклассник и давний друг Дениса. Сергей тоже пришел с женой. Вшестером выпивали, играли в бильярд... Около трех часов ночи решили: пора по домам. О том, что было дальше, показал на следствии Денис Кошетов: "Первым из клуба вышел Дима с женой, за ним - я с женой. Сергей немного задержался, и мы остановились, чтобы его подождать. На крыльце в это время стояли две группы не знакомых мне мужчин кавказской национальности, их было примерно шесть человек. Один из них спросил меня, зачем я здесь стою. Я ему ответил, что все нормально, мы идем домой. "А чего ты улыбаешься? Ты знаешь, кто я?" - стал спрашивать кавказец. Вел он себя агрессивно, мне показалось, что он был обкуренный. Вдруг он выхватил нож и стал им размахивать, угрожая мне. Я начал увертываться от ударов. Все это увидели Дима и уже вышедший из клуба Сергей. Они кинулись за меня заступаться. Возникла потасовка. Потом кавказцы побежали куда-то. Через некоторое время они вернулись. В руках у них были ножи, лопаты, палки... Мне немного порезали руку, а вот Диме, Сергею Зяблову и выбежавшим из клуба еще двум парням повезло меньше - они получили серьезные телесные повреждения. После нападения кавказцы уехали на двух машинах...".
Уличные мстители
Вольск - город небольшой. Райцентр. Население - около 70 тысяч человек. Слух о том, что минувшей ночью в пьяной драке кого-то убили, разлетелся мгновенно. И никого поначалу не взбудоражил: мало ли посиделок с бутылкой завершается поножовщиной... (По данным ГРОВД, в Вольске ежесуточно регистрируется 50-60 происшествий; за 8 месяцев этого года зафиксировано 1973 преступления, весомо представлен и российский "стандарт" - убийства по пьяни). Но к середине дня уличный "телеграф" передал уточнение: КАВКАЗЦЫ зарезали РУССКОГО парня. Стихийным откликом на эту информацию стало новое происшествие: в местном техникуме на перемене был жестоко избит первокурсник Самвел Симонян. К ночной потасовке у клуба "Галактика" он был не причастен, просто попал под горячую руку уличным мстителям. Они бродили по городу, выискивая кого-нибудь, с кем "надо разобраться", и вот нашли. Последнюю пару уроков администрация техникума сочла за благо отменить. На другой день занятия возобновились. По факту нападения на Симоняна было возбуждено уголовное дело.
Всегда найдутся и желающие выдать хмельную потасовку за проявление национальной вражды. Но надо ли призывать призрак Кондопоги туда, где он пока, слава богу, не бродит?
На этом хроника событий, связанных с дракой в одном из городков Поволжья, была бы исчерпана. К тому и шло. В течение пяти дней страна пребывала в заслуженном неведении о вольском инциденте. Пока информация о нем не попала случайно в центральную прессу. Хотя почему случайно? Днем раньше, днем позже эта весть, разом получившая однонаправленное толкование, все равно разнеслась бы по России. С недавних пор на подобные сообщения настроен общественный слух.
- Из бытового конфликта раздули межнациональное столкновение, да еще якобы массовое. Ну что это такое, скажите мне! - в сердцах восклицал глава администрации Вольского муниципального района Игорь Пивоваров.
Скажу. Это "синдром Кондопоги".
"Вы видели бэтээры на улицах?"
Первое сообщение о событиях в Вольске появилось на сайте Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ): "беспорядки в городе", "происходят столкновения с кавказцами", "разгромлено несколько торговых точек и рынок, есть жертвы", "в Вольск переброшены части ОМОН и СОБР"... Вероятно, с сайта ДПНИ это сообщение попало в эфир "Эха Москвы". Ну а дальше его подхватили газеты, информагентства.
Таким образом, о "второй Кондопоге" руководство страны узнало из прессы. Звонком из центра: "Что там у вас происходит?" - в Вольск были откомандированы губернатор области, прокурор и начальник ГУВД. Государственная машина с отлаженным механизмом реакций на резонансные ЧП заработала как часы. Газета "Вольская неделя": "В администрации Вольского муниципального района было проведено экстренное совещание с представителями всех национальных диаспор. На нем члены армянского сообщества заявили, что конфликт у ночного клуба "Галактика" возник на бытовой почве и никакого национального подтекста в деле нет. Они также осудили действия участвовавших в драке армян. Вице-президент армянского сообщества Саратовской области Араик Косян попросил "не раздувать пьяную драку до уровня межнационального столкновения".
Для расследования преступления была создана следственно-оперативная группа под началом следователя по особо важным делам областной прокуратуры. Саратовское ГУВД обратилось к жителям Вольского района и области с призывом: "В случае появления информации о местонахождении лиц, подозреваемых в совершении данного преступления, а также лицах, пытающихся разжечь межнациональную рознь и подстрекающих к совершению противоправных действий, незамедлительно обращаться в ближайшие органы внутренних дел". Губернатор области Павел Ипатов после поездки в Вольск сделал официальное заявление: "Десятого сентября в городе произошла обыкновенная пьяная драка. Инцидент вспыхнул на бытовой почве. Нет никаких причин связывать его с межнациональными отношениями".
Это звучало привычно. Большинство происшествий с участием нацменьшинств местные власти трактуют как бытовые. Верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но чтобы жители городка, где едва ли не все друг друга знают, где любое событие на виду, слыхом не слыхивали о творящихся у них перед глазами погромах и массовых беспорядках, чтобы они не заметили марширующих по улицам в полном боевом снаряжении отрядов ОМОН и СОБР, быть такого не может. В гостинице, на вокзале, в кафе, на рынке - всюду, где бывал, я спрашивал жителей Вольска, что же произошло. Типичный ответ: "Кого-то убили по пьянке". А всенародный поход против кавказцев? А разгром их торговых точек? А входящие в город колонны бронетехники? "Бред! Если, не дай бог, что-то такое, весь Вольск только об этом бы и гудел. Разговоров хватило бы на год".
Я беседовал с начальником Вольского ГРОВД Олегом Анисенко и межрайонным прокурором Юрием Гладких. Оба в один голос: "Это бытовое преступление. Сейчас оно расследуется. Никаких массовых беспорядков на национальной почве в городе не было и нет". Анисенко сказал: "Вы видели бэтээры на улицах? А разгромленные коммерческие палатки, разбитые витрины магазинов? Будь оно так, я бы сейчас здесь с вами не сидел - в камуфляжной форме носился бы по городу".
Человек-гора
Национальный состав Вольска при всех миграционных приливах и отливах достаточно пестр, но эта пестрота устойчива - лавинного нашествия представителей какой-либо нации не наблюдается. Русских в городе - 6579 человек. Украинцев - 1147. Татар - 1061. Армян - 767. Есть еще молдаване, казахи, немцы, башкиры, чуваши... Уровень достатка у всех примерно одинаков. Средняя зарплата в 5264 рубля не дает поводов для взаимной зависти, не позволяет развиться чувству национальной ущемленности, не провоцирует ксенофобских настроений.
Выходцев с Кавказа здесь не более полутора тысяч. Они владеют несколькими магазинами, кафе, но не контролируют городской рынок - его местные власти сдали в аренду русскому предпринимателю из Балакова. Частный бизнес кавказцев имеет национальную специализацию. Скажем, азербайджанцы - это, по выражению начальника ГРОВД, "бананщики" и "цветочники". А вот армяне заняты преимущественно строительством и ремонтом дорог. Их держит под своим крылом Арарат Киракосян - владелец дорожно-строительного предприятия "Аист-99", неформальный глава армянской диаспоры. О том, как зовут хозяина кабинета, где мы беседовали, напоминает настенная живопись с изображением горы Арарат. Коньяк с тем же названием, предпочитаемый человеком-горой, на стол, однако, не выставляется.
- Пьяные люди, что возьмешь, - комментирует происшедшее мой собеседник. - Нормальный человек в три часа ночи должен быть дома, я так понимаю.
Ему 55 лет. Из них 31 год он живет в Вольске. Говорит: "Я не чувствую себя здесь чужим человеком".
Арарат Киракосян - депутат районного собрания. Дважды туда избирался, оба раза - с рекордным результатом. В 2000 году собрал 82 процента голосов, в 2005-м - 76.
Черный "Лексус", в котором Киракосян колесит по району, в сознании провожающих его взглядом и не столь состоятельных местных жителей уравновешен "Икарусом". Этот автобус регулярно курсирует между пригородом и Вольском, утром доставляя детей в школу, вечером - отвозя домой. Что автобус принадлежит Киракосяну и что за проезд не взимается ни копейки, всем хорошо известно.
Начальник районного информационного центра Александр Головачев сказал мне: "Кто дурно отзовется о Киракосяне, тому не поздоровится. Если не весь город, то, как минимум, население Привольского округа поднимется на защиту этого человека".
За базар отвечают
В четверг, субботу и воскресенье в Вольске базарные дни. Когда я приехал, как раз был четверг, рынок работал, на нем было людно, торговля шла заведенным порядком. Но меж рядов туда-сюда прохаживались два дюжих милиционера с дубинками на поясе. Иных примет профилактического воздействия на продавцов и покупателей не наблюдалось.
- Кому предоставлять прилавок, нам все равно, лишь бы платили за аренду, - говорил мне Эдуард Мамаев, директор рынка. - Здесь торгуют все - русские, армяне, азербайджанцы, узбеки... Никаких разборок между собой они не устраивают. Возможно, случается конфликт интересов, но внешне это не проявляется.
У вещевого прилавка мне давал интервью его постоянный хозяин Семен (назвать фамилию он счел необязательным). Семен - армянин. Приехал в Вольск из Азербайджана 24 года назад. У него здесь дом, семья. Раньше Семен был сапожником. Теперь торгует. Жена Гаянэ вместе с ним ездит в Москву закупать товар и помогает его продавать. Двое взрослых сыновей работают на стройке. Семенова версия происшедшего возле "Галактики" не расходится с официальной:
- Э, какой умный человек пойдет среди ночи куда-то выпивать? Выпить можно и дома. Пьяные были, это понятно.
Семен сказал, что со стороны коренного населения не испытывает никаких притеснений, погромов не боится и вообще все хорошо. Однако торгующая за соседним прилавком женщина - Галина Перевозчикова, медсестра центральной больницы - сообщила мне вполголоса: "Конечно, им боязно. После того как случилась та драка, Семен и Гаянэ два дня не выходили на рынок".
Другой торговец, азербайджанец Метин Мамедов (окончил Бакинский иняз, перебрался в Вольск в 2000 году, получил российское гражданство), прочел мне целую лекцию о дружбе народов:
- Не надо делить людей на хозяев и гостей. Все мы гости на этом свете. Вот мы, азербайджанцы, приехали жить в Россию. Значит, должны уважать народ и законы этой страны. Если уважаем, значит, нам нечего бояться. Вольск - самый тихий, самый спокойный городок, какие я видел. Никакой опасности мы здесь не ощущаем.
Ни один представитель национальных диаспор, а я беседовал как минимум с десятком, не выразил тревоги за себя и свою семью. Хотя и о Кондопоге, и о взрыве на Черкизовском рынке, и о прочих вспышках агрессивной ксенофобии многие наслышаны.
Разжигание дружбы
Отвлечемся от Вольска, где официальная версия происшедшего оказалась правдивой. Взглянем окрест. Не удивительно ли: и местные власти, обычно склонные замалчивать национальный подтекст конфликта, и потенциальные жертвы погромов, казалось бы, не заинтересованные в замалчивании, тут и там ведут себя, будто сговорившись. "Бытовая ссора", "уличное хулиганство" - в этом мнении сходятся и губернатор, и смуглолицый торговец арбузами. Удивительно? Мне кажется, нет. И тот, и другой одинаково боятся накликать. Первый - большие служебные неприятности за допущенные на вверенной ему территории межнациональные столкновения, второй - нападение на ларек, а то и нож под ребра. Мотивы сходного поведения представителя власти и усатого хозяина торговой точки, конечно, несколько разнятся. Вас это смущает? Меня - не очень. Осторожность и осмотрительность, чем бы они ни диктовались, в оценках событий хотя бы с малейшим национальным или религиозным привкусом не кажутся излишними. "Бытовуха" - так "бытовуха". Иной раз благоразумнее принять эту лукавую версию, чем со злокачественной прямотой заниматься таким разжиганием дружбы, после которого может заполыхать уже не только в Карелии.
Я не о том, что следует блокировать информацию о событиях, подобных кондопожским. Наоборот, информационная недостаточность, отсутствие внятной и недвусмысленной реакции властей на каждый случай такого рода и привели к тому, что мы сейчас имеем: более 60 процентов населения поддерживают лозунг: "Россия - для русских!". Но и широкая дискуссия по национальному вопросу сегодня небезопасна. Она может сработать как общественный детонатор (вспомним провокационные теледебаты Макашова с космонавтом Леоновым и чудовищный результат интерактивного голосования).
Пьяные драки русских с армянами (азербайджанцами, грузинами, таджиками) будут случаться и впредь, куда от этого денешься. Найдутся и желающие выдать хмельную потасовку за проявление национальной вражды. Но надо ли призывать призрак Кондопоги туда, где он пока, слава богу, не бродит?
Читайте также: Страсти после драки
Никаких погромов и беспорядков в Вольске не было