Как рассказал "РГ" программный директор фестиваля Кирилл Разлогов, главной проблемой в реализации идеи познакомить российских зрителей с американским кино было то обстоятельство, что с этим кино, кажется, все хорошо знакомы и без фестиваля. Но это только кажется.
Кирилл Разлогов | Важно было выбрать такой ракурс, чтобы программа оказалась для нашей аудитории действительно новой. Придумывая концепцию фестиваля, я исходил из того, что американских фильмов у нас идет много, но мало таких, где бы речь шла о реалиях американской жизни. Если классический Голливуд до начала 70-х все-таки делал фильмы про реальную Америку, то затем началось сугубо транснациональное кино, которое к американской культуре и американским проблемам имеет лишь косвенное отношение. Готовясь к фестивалю, мы посмотрели фильмы, вышедшие в США за последние два месяца, - лишь два из них касались Америки: "Башни-близнецы" Оливера Стоуна (они у нас только что вышли) и "Черная орхидея" Де Пальмы, которой мы открываем наш фестиваль. Все остальное - про космические приключения, про ужасы, про вещи, не имеющие никакого отношения к американской жизни.
Естественно, что при таком подходе значительное место в программе фестиваля заняли картины документальные - эта сторона американского кино у нас почти неизвестна. К нам согласился приехать один из старейших документалистов США Фред Уайзмен, который всю жизнь рассказывал именно об американских реалиях. Единственное исключение - игровой фильм "Последнее письмо", который он снял во Франции по роману Василия Гроссмана. По его просьбе мы тоже включили эту картину в программу, хотя формально она из концепции фестиваля выбивается.
Российская газета | А по какому принципу отбирались классические ленты?
Разлогов | По принципу качества копий. Потому что американскую классику и так можно посмотреть в московском кинотеатре "Иллюзион", но на копиях Госфильмофонда, которые, как известно, оставляют желать лучшего. Мы связались с крупными голливудскими компаниями и попросили классические фильмы, у которых есть копии хорошего качества. В ответ компания Warner Brothers выслала нам практически новые копии трех картин, которые и будут показаны в Москве. Две из них относятся к главному национальному жанру - вестерну. Один снят европейским режиссером Фрицем Лангом в 1952 году - "Ранчо с дурной славой", другой - возможно, самым культовым из американских режиссеров Николасом Рэем: "Необузданные" - тоже 1952 год. Это фильм о родео, которое, как известно, есть составная часть американской культуры. Кроме того, будет картина 1946 года "Безоговорочно" Мервина ЛеРоя - про Голливуд. Это своего рода антитеза фильму "Черная орхидея", где дан довольно мрачный образ Голливуда, а Мервин ЛеРой рисует образ прямо противоположный - комический. В фильме участвуют Джон Уэйн, Клодет Кольбер и огромное количество звезд 40-х годов на втором плане. Не картина, а сущая загадка для киноманов: там мелькают Кэри Грант, колумнистка голливудской скандальной хроники Лоуэлла Парсонс и еще многие знаменитые персонажи того времени.
РГ | Расскажите подробнее о программе независимого кино.
Разлогов | Оно действительно с большими трудностями пробивается на наши экраны. В программе две части. Одна называется "Гении начинались так" - это два фильма, представляющие самые ранние этапы творчества Гаса Ван Санта ("Плохая ночь", 1986) и Тодда Хэйнса ("Яд", 1991). Пригласили мы и совсем молодых, никому у нас не известных режиссеров с их первыми картинами с фестиваля Tribeca, основанного Робертом Де Ниро на том самом месте, где стояли башни-близнецы. Среди этих нью-йоркских дебютов есть фильмы режиссеров, которые явно хотят в Голливуд, - например, "У Мини это в первый раз" Ника Гата, причем вместе с режиссером к нам приедет звезда фильма 18-летняя Никки Рид, которая обещает стать второй Элизабет Тейлор. Есть в этой группе и режиссеры, работающие в традиционной манере молодого кино: "Поцелуй меня снова" Уильяма Тайлера Смита - смесь лирической комедии и эротической мелодрамы. Отобран и чрезвычайно распространенный в США жанр социальной сатиры - "Чудесно" Сиофры Кэмпбелл. Все три режиссера тоже будут гостями фестиваля. Таким образом, у нас будет представлено молодое поколение как игрового кино, так и документалистики.
РГ | А в каком качестве на фестиваль едет Ирвин Кершнер, один из авторов "Робокопов" и "Звездных войн"?
Разлогов | В качестве зеркального отражения Фреда Уайзмена. Кершнер - тоже представитель старой гвардии режиссеров, и он по известной формулировке Джорджа Лукаса умеет все то, что должен уметь голливудский режиссер, но Голливуду не принадлежит. Будет показана его картина 1966 года "Тихое безумие" с Шоном Коннери, которая у нас никогда не шла, не в пример фильму "Империя наносит ответный удар" или его лентам из серии "бондиады". Он, кстати, единственный режиссер, который одновременно ставил картины о Джеймсе Бонде и о "звездных войнах".
РГ | Программа кажется очень интересной - не тесно ли ей будет в залах Московского дома предпринимателя и кинотеатра "35 мм"?
Разлогов | Этот фестиваль - первый, и надо начинать скромно. Кроме того, он делается исключительно на спонсорские деньги, и были сложности с бюджетом, а более престижные кинотеатры стоили бы значительно дороже - мы просто не рискнули с этого начинать. Если все пройдет благополучно и фестиваль получит хороший резонанс у прессы и зрителей, то в будущем году - в год 200-летия установления дипломатических связей между Россией и США - он будет значительно расширен.
РГ | Это односторонний фестиваль или предполагаются ответные визиты?
Разлогов | Мы думаем о том, чтобы сделать фестиваль "Образы России" в Америке. Но в Америке уже есть два русских фестиваля - в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, и нам нужно найти свою нишу. В организации этого фестиваля принимала участие Национальная академия кинематографических наук и искусств России, и, возможно, ответный фестиваль нам удастся устроить при содействии Американской киноакадемии - той, что присуждает премии "Оскар". В свое время я делал в Гонконге фестиваль российского кино, где уже пытался сочетать новые фильмы с классикой, - возможно, нечто подобное мы сделаем и в США.
РГ | Чья это идея - провести фестиваль "Образы Америки" в Москве?
Разлогов | Она принадлежит Феликсу Розенталю, московскому представителю Американской киноассоциации, и посольству США. Они и попросили меня найти формулу фестиваля, которая позволит не повторять то, что и без того хорошо знакомо зрителям по текущему кинорепертуару. Официальные организаторы фестиваля, таким образом, - посольство США, группа российских и американских бизнесменов, Национальная академия кинематографических наук и искусств России и ВГИК...
Фестиваль "Образы Америки" продлится с 28 сентября по 1 октября. Он откроется в кинотеатре "Октябрь", а затем сконцентрируется в залах Московского дома предпринимателя и существующего при нем кинотеатра "35 мм". Всего в делегацию американских кинематографистов входят 12 человек.