Самарским журналистам запретели одеваться "легкомысленно"

Посетителей не пускают внутрь даже одетыми в джинсы, которые на Западе уже давно стали элементом повседневного делового костюма. Нововведение неприятно поразило чиновников аппарата правительства. Что уж говорить о журналистах, для которых джинсы что-то вроде спецовки - утром на заседании, вечером в полях.

Гардеробная реформа

Первый слух о введении дресс-кода на вход в здание администрации пишущие и снимающие журналисты поначалу всерьез не восприняли. Не поверили, даже когда милиционеры на "вертушке" стали раздавать им крошечные бумажки с обращением: "Уважаемый посетитель! Доводим до вашего сведения, что с 21 сентября 2006 года вход в здание правительства Самарской области будет разрешен только в одежде, соответствующей классическому деловому стилю. Лица в джинсовой, спортивной, вызывающей, легкомысленной, обтягивающей одежде допускаться не будут".

В прошлую пятницу большинство журналистов пришло в повседневной одежде, но на комиссию по делам несовершеннолетних под председательством вице-губернатора попали далеко не все. И даже личное вмешательство его пресс-секретаря не повлияло на мнение милиционеров, которые так и не впустили внутрь здания операторов с трех местных телеканалов. В результате самарцы так и не узнали, как чиновники заботятся о детях.

Ничего не изменилось и в начале этой недели - милиционеры пристально изучали брючную часть одежды посетителей. Все попытки журналистов - представителей сильного пола выдать классические темно-синие джинсы без потертостей за брюки получали от ворот поворот. В результате "слетел" не один сюжет, а газетчики остались без свежих фото политкорректно одетых правительственных чиновников.

В самом Белом доме дресс-код тоже восприняли без восторга. Подробная версия одежной инструкции спровоцировала иронические высказывания в адрес тех, кто этот документ сочинил. Так, один из пунктов касался украшений, которых, по мнению авторов дресс-кода, на посетителе не должно было быть больше четырех. Местные дамы до сих не могут понять, а серьги - это одно украшение или два? "Старожилы" припомнили и давние истории - например, о том, как в 70-е годы в обком партии и... женские консультации не пускали девушек в брючных костюмах.

Также разделились мнения по поводу авторства одежного проекта. Автор, понятное дело, пожелал остаться неизвестным, и желание было исполнено. Но в одном чиновники уверены - кому-то очень захотелось выслужиться. Так или иначе, но декольтированные кофточки ярких расцветок из гардероба чиновниц исчезли. А вот с журналистами получилось сложнее. Уже в конце этой неделе по личной протекции пресс-секретаря губернатора области операторов и фотографов стали пропускать в привычной джинсовой одежде. Впрочем, снова прошел слух: это, дескать, только до первой зарплаты, а там, господа журналисты, будьте добры играть по "костюмерным" правилам.

   КАК ВАМ ЭТО?

Ирина Цветкова,

председатель самарского отделения Всероссийского союза журналистов:

- Я считаю, что вводить дресс-код в учреждении или организации для посетителей не совсем этично (другое дело - для сотрудников). Любой здравомыслящий журналист и так понимает, что одеваться на мероприятия в здании правительства надо соответственно. Хотя, конечно, бывает, особенно летом в жару, что приходят в пляжном наряде. Но это скорее исключение. И потом, кто определяет эту грань между нарядом "соответствующим" и не вполне - милиционер? Этот вопрос по дресс-коду мы обязательно поставим на ближайшее заседание правления союза. Если большинство будет против его введения, то подготовим обращение в правительство Самарской области.

Вячеслав Тележинский,

адвокат:

- Это маразм. С правовой точки зрения введение такого дресс-кода для посетителей незаконно. Здесь должны действовать этические нормы. Но даже в этом случае нет четкого классического определения, в чем можно ходить в учреждения власти, а в чем нельзя. Дырка на джинсах в пять сантиметров - это нарушение этики или еще нет? Кто это будет определять? Другой важный момент - то, что органы власти, особенно администрация области, должны быть доступны всему населению. А что делать колхознику, у которого нет денег на костюм - он пять лет не получал живых денег? Это нарушение прав и свобод граждан.

Все познается в сравнении. Корреспонденты "РГ" выяснили, как обстоит дело в соседних регионах. Даже на официальных мероприятиях с участием полпреда президента в ПФО Александра Коновалова (персоны не регионального, а федерального масштаба, "президентского ока"!) ульяновским журналистам не рекомендовали сменить рабочий стиль на чиновничий. Наиболее популярна среди "акул пера" джинсовая форма одежды, при этом мужчины предпочитают джинсовые жилеты с обилием карманов. Операторы телевидения, кроме того, в этих карманах держат все необходимое им по ходу съемки - запасные батареи, кассеты и т.д. Даже чиновники такого "идеологически подкованного" города, как Ульяновск, понимают, что рабочая форма одежды для журналистов - та, которая удобна не службе протокола, а самой пишущей братии.

Особых ограничений в Доме советов, месте пребывания правительства и Законодательного собрания Оренбургской области, для журналистов нет. Единственное неудобство (хотя и вполне объяснимое) - запросто в Дом советов не пройдешь, нужна аккредитация. Но это нормальные требования безопасности, единые для всех.

В здании правительства Пензенской области, как заверили корреспондента "РГ" в пресс-службе, каких-либо документов, регламентирующих стиль одежды, нет.

- У нас таких протоколов нет, но есть положение об аккредитации СМИ, где прописано, что журналист должен иметь опрятный вид, - пояснил руководитель пресс-центра правительства области Антон Шаронов. - Конечно, в Законе "О средствах массовой информации" такого положения нет, но в данном случае опрятный вид - это категория морально-этическая. Человек должен выглядеть как человек.

Карен Карагезьян,

заместитель руководителя службы международных связей

и контактов с прессой

Горбачев-Фонда:

- К нам в фонд посетители в майках и чересчур обтягивающих брюках не приходят. Хотя вот журналисты частенько одеты в драные джинсы. Но на моей памяти за четырнадцать лет работы фонда ни одному журналисту не было сделано замечания. Они приходят в такой одежде, в какой им удобно работать. Если им надо, они садятся и ложатся на пол с фотокамерами. А сам Михаил Сергеевич в прежние годы всегда на людях был в галстуке, а теперь частенько ходит без него. Это тоже "тенденция".

Ирина Роднина,

олимпийская чемпионка:

- Инициатива самарских чиновников, на мой взгляд, правильная. Есть определенная культура поведения и общения. Хотя, с другой стороны, молодежная мода претерпела большие изменения, и мы должны это тоже учитывать. Но заходить в официальные учреждения неаккуратно одетыми - дурной тон. Сама я предпочитаю спортивный, элегантный стиль, брючные костюмы и чувствую себя в такой одежде уверенно.

Илья Шиян,

художник-модельер:

- Инициатива самарских чиновников, мягко говоря, удивляет. Я полагаю, что намного важнее, как выглядит, как одет сам чиновник, а не бабушка или многодетная мать, пришедшие с просьбой решить их жизненно важные проблемы. У самарских чиновников есть более важные вопросы. Им бы не тратить деньги налогоплательщиков на введение дресс-кода, а строить дороги или ремонтировать детские поликлиники. Вот чем надо заниматься, а не такой ерундой.