02.10.2006 01:10
    Поделиться

    Дмитрий Нагиев - маска, ставшая лицом

    Нагиев на нашем телевидении - самый первый из всех "первых любовников". К тому же на самом Первом из всех первых каналов. Здесь он уже второй сезон ведет две полномасштабные развлекательные программы - "Большие гонки" и "Большой спор с Дмитрием Нагиевым". Крутим пленку его биографии назад. Вот он перед нами загадочный как булгаковский Воланд, ведущий семейно-бытового ток-шоу "Окна" на молодежно-отвязанном канале ТНТ. Чуть раньше: ведущий еще нескольких шоу. До этого - диджей на питерской радиостанции "Модерн", артист театра "Время". Дальше - служба в Вооруженных Силах Советского Союза, учеба в театральном вузе Ленинграда, нищее детство. Остановись, мгновенье: ты ужасно.

    Дальше некуда. Стоп, механик! Поехали в обратную сторону.

    В Питере его заметили как способного театрального актера. В роли кота Мартына из спектакля "Кыся" критики в Нагиеве разглядели разнообразные таланты молодого артиста. Он легок на перевоплощения, ему доступно искусство представления, и он не лишен дара тончайшего переживания. Это - глас питерских рецензентов. Кто-то из них увидел в нем потенциал большого драматического актера. Не исключено, что дар этот был и, возможно, есть по сию пору. Но сегодня он втуне. Кое-что из арсенала своего потенциала он продемонстрировал с десяток лет назад в самодеятельном фильме Александра Невзорова "Чистилище", где сыграл жестокого полевого командира. Фильм канул в Лету, но роль, надо полагать, пригодилась артисту. Не в том смысле, что она поспособствовала росту его популярности. А в том отношении, что в ней он наработал навыки демонизации смертного человека, кои ему затем понадобились и в кино, и на телевидении, и просто в жизни.

    В кино они ему пригодились в лепке как положительных образов (верный помощник Насти Каменской в одноименном сериале), так и резко отрицательных персонажей (в сериале "Крот", где он играет демонического мафиози). В сотрудничестве с догадливой, аналитичной Настей герой Нагиева лишь слегка загадочен и инфернален, а в остальном - открыт, покладист и исполнителен, к тому же хороший и верный товарищ. В "Кроте", напротив, его усилиями нормальный бандюган обращен в сущего дьявола: коварен, злобен и циничен без берегов. Мужская демоничность постепенно стала его маской. А сутью, как он сам однажды на исповеди какой-то журналистке признался, была закомплексованность, то есть неуверенность в своих мужских свойствах. Другое дело, что искусственная маска инфернального мачо, похоже, намертво приклеилась к лицу когда-то робкого молодого человека. Да он и сам это отлично сознает. Он осознал это едва ли не с первых своих удач. Но, пожалуй, нигде ему эта маска так не шла, как в семейно-скандальном шоу "Окна".

    Шоу было до известной степени экстремальным. Все, что мы видели в этом формате до "Окон" ("Моя семья", "Большая стирка") и то, что увидели после - ("Пять вечеров", "Пусть говорят", "Дом-1" и "Дом-2", шоу Лолиты "Без комплексов") - преснятина, семечки, дистиллированная вода, ангельская непорочность. Нет, грязи, скотства и вообще житейского сволочизма хватало и там - у Комиссарова с Малаховым. А у последнего этого добра до сих пор в избытке. Но в их программах сами скандалы, их кульминации уже были позади, до программы. Герои приходили в студию, чтобы поделиться подробностями эксцесса. Ведущий дирижировал историей, вытаскивая мотивировки, интересуясь реакциями вовлеченных в скандал лиц, апеллируя к "экспертам", к публике, обрамляя сей базар каким-нибудь скудоумным моралите.

    Предположим, жена застукала своего мужа в постели с лучшей подругой. Она у Комиссарова или у Малахова будет подробно рассказывать о своих впечатлениях и действиях. Потом в свое оправдание что-то скажут благоверный и неблагодарная. Потом звезды театра, кино, телевидения и члены Государственной Думы их пожурят, а "тетки с улицы" их заклеймят, а шоумен пожелает всем любви и покинет студию с сознанием того, что чувства добрые он к людям пробудил. У Нагиева в "Окнах" было все то же самое, но круче и главное: кульминация скандала случалась непосредственно в эфире. Непосредственно в эфире девушка выясняла, что ее молодой человек зарабатывал на достойную жизнь тем, что торговал своей спермой. Или: что он спал с ее сестрой. Или: что жена отдалась его сыну от первого брака. И тут же в студии начинались истерики, драки, таскания за волосы, метания тяжелых предметов.

    Скандал здесь и сейчас - вот был девиз нагиевских "Окон", чей негасимый свет лишь изредка освещает передачу "Пусть говорят". На моей памяти Малахов лишь однажды поднялся до уровня Нагиева. Это когда у него на передаче Кашпировский дал по уху какому-то гостю.

    То, что у Малахова исключение, у Нагиева было правилом. Но все-таки самым большим откровением его шоу был он сам. Вернее, его образ. Когда все прочие участники шоу занимались стриптизом в прямом и переносном смыслах, он, шоумен Нагиев, облачался в романтические одежды надменного демона. Тогда как другие ведущие в аналогичных шоу жутко сопереживают своим героям или просто сочувствуют им, иногда заискивают перед ними, он, Нагиев, подчеркнуто безразличен к ним самим и к их драмам. В момент драки, свалки, всеобщего ора он натягивает на лицо маску невозмутимости. Он в эту минуту отсутствует, присутствуя. Он выше этой склоки, а они - насекомые, черви земляные, паучье отродье.

    Впрочем, нетрудно догадаться, что все шумные перепалки в "Окнах" - спектакль, придуманный драматургом, пожелавшим остаться неизвестным, разыгранный безымянными актерами и поставленный невидимым режиссером. Но спектакль шокирующий, потому что оскорбительный для человеческого отродья. Долго длиться он не мог, несмотря на сумасшедшие рейтинги. Он и почил. Бесхозным остался образ Нагиева-демиурга. На телевидении такими феноменами не разбрасываются, и на дороге они не валяются.

    Первый канал сразу нашел для него достойную работу, назначив его ведущим развлекательного шоу "Большие гонки". Работа престижная - почти весь прайм-тайм на манеже телеэкрана. И задник эффектный - шутовские состязания звездных персонажей. Но все равно его работа здесь - только комментарий, только конферирование. Для демиурга этого недостаточно. Демиургу нашли другой, более масштабный, широкоформатный формат "Большой спор с Дмитрием Нагиевым". В нем он и номинально, и по смыслу - главный герой, протагонист всего действа. Здесь он - хозяин некоего специально отстроенного мира, здесь он загадывает загадки своим звездным гостям, здесь он сервирует чудеса, сюрпризы и зрелищные эффекты.

    По всей вероятности, сбылась мечта Дмитрия Нагиева, если иметь в виду уровень его тщеславия. Но, смею предположить, что ему, как портному из анекдота, хотелось бы немного в свободное время от работы в качестве демиурга еще немножечко и шить. То есть поиграть на сцене, в кино. И сцена, и кино к его услугам. Да только ему пришлось бы для этого с кожей отдирать от себя маску, ставшую его лицом. Зачем ему это?

    Поделиться