В частности, безнаказанно засоряют реку, грубо нарушая экологические нормативы. Однако до минувшей недели хозяева плавучих ресторанов отделывались от таких заявлений, что называется, легким испугом, пользуясь тем, что право аренды на Москве-реке они получают у федеральных властей, а не у столичных, как другие рестораторы. Но, похоже, их размытый статус между водой и землей не поможет, как раньше, быть на особом положении: нарушителям московских законов отключат свет. Как стало известно "РГ", исполняющий обязанности мэра столицы Петр Аксенов поручил представителю Мосэнергосбыта разобраться, на каких основаниях с владельцами заведений на воде заключены договоры на поставку электроэнергии. Этот указ продиктован не желанием утопить бизнес, а напрямую связан с энергетической проблемой: "Дебаркадеры, находящиеся в акватории Москвы-реки в черте города, потребляют в пять раз больше электроэнергии, чем обычные магазины", - сообщил Аксенов на совещании в комплексе городского хозяйства.
Он отметил, что был факт самовольного подключения к энергосетям города баржи у кинотеатра "Ударник". "С подключением этих барж надо разбираться", - подчеркнул Аксенов.
Но пока решается вопрос с энергозатратами каждого дебаркадера, некоторые владельцы плавучих заведений уже подняли волну протеста на минувшей недели: нам отключили воду и мы терпим большие убытки. Этому водному бойкоту оказывается есть объяснение:
"Когда хозяева ресторанов на воде подписывали с Мосводоканалом договор на водоснабжение, они письменно соглашались на соблюдение определенных технических условий, - говорит Евгения Богомолова, пресс-секретарь Мосводоканала, - но позднее нарушали нормативы: по результатам проверки, иногда более чем в 6 раз. Это прямое основание прервать договор. Ну а чтобы восстановить его, по словам Богомоловой, необходимо всего-навсего соблюдать действующие в столице нормативы, к примеру, задуматься о модернизации плавучего средства, сделав так, чтобы в Москву-реку не сливались отходы, солярка и прочие нечистоты, иначе акватория реки рано или поздно превратиться в сточную канаву.
Эту же точку зрения разделяет и Вера Степаненко, председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы. Она неоднократно говорила о том, что дебаркадеры представляют для столицы экологическую угрозу, так как по федеральному законодательству только Росприроднадзор имеет прямые рычаги влияния на водных арендаторов, которые, кстати, сегодня платят в 60 раз меньше за право на место в сравнении с теми, кто арендует столичную недвижимость.Вот и получается, что арсенал средств влияния у Москвы на "плавучих" бизнесменов невелик: лишь коммунальный "кнут" в виде договора на поставку воды, тепла и света.
Между тем Росприроднадзор полностью поддерживает правительство столицы в стремлении упорядочить использование дебаркадеров и барж на Москве-реке. Об этом заявил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, дебаркадеры и баржи, которые в настоящий момент установлены на Москве-реке, имеют "целый букет нарушений", а кроме того портят вид города. Как подчеркнул Митволь, за последнее время было отозвано 33 лицензии на установку дебаркадеров.
В свою очередь, заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Марина Вакула рассказала, что в настоящий момент только 10 дебаркадеров имеют проверенные и подтвержденные лицензии на установку их на Москве-реке.