Как сообщил Генпрокурор, за девять месяцев 2006 года в нашей стране в авиакатастрофах погибли более 300 человек. При этом проверки выявили, что все показатели аварийности в гражданской авиации превышают аналогичные данные прошлого года. В связи с этим на коллегии были заслушаны доклады, в которых, в частности, приводили факты, когда чиновники, по словам Левитина, "могли предотвратить ряд опасных ситуаций, но не сделали этого". Поскольку оценку этому еще предстоит дать правоохранительным органам, то подробностей журналистам не рассказали. Но министр недвусмысленно заметил, что "на их месте должны стоять люди, которые смогут обеспечить безопасность полетов". К тому же, по словам министра транспорта, в ходе совместных проверок были выявлены факты злоупотреблений, происходивших под покровительством чиновников.
Он уточнил, что кадровые перестановки последуют обязательно после того, как 11 октября пройдет расширенная коллегия минтранса, куда будут приглашены представители всех авиакомпаний и аэропортов. По ее итогам будут подготовлены информационные записки в правительство о состоянии дел в отрасли и предложения по кадровым перестановкам.
А еще глава минтранса заметил, что некоторые российские авиакомпании могут лишиться права обслуживать пассажиров. Существующая жесткая конкуренция как между отечественными, так и зарубежными авиакомпаниями в России "не дает права подыгрывать нашим авиакомпаниям". Тем более если это связано с безопасностью, сказал Левитин. Но заметил: "Большинство работающих в отрасли - честные и преданные своему делу люди. Целый ряд авиапредприятий давно и успешно работают на рынке и дорожат своей репутацией. Им нечего бояться".
Напомним, что в июле после катастрофы пассажирского самолета А-310 авиакомпании "Сибирь" в Иркутске правительство дало поручение минтрансу подготовить предложения по обеспечению безопасности полетов. Для этого Чайка и Левитин приняли решение создать специальную рабочую группу из сотрудников Генпрокуратуры и работников министерства транспорта, которая и провела проверку авиакомпаний, аэропортов, работу Ространснадзора, Росавиации, а также Роспрома.
Оглашение первых результатов вызвало серьезный скандал. Они показали, что в нашей стране на самолеты зачастую монтируют контрафактные запчасти. А чтобы этот факт не выплыл наружу, махинаторы ставят на документах, подтверждающих проведение их технического осмотра и ремонта, подделанные печати и штампы уважаемых авиаремонтных заводов. В частности, "паленые" запчасти были обнаружены на складе Государственного НИИ гражданской авиации. Руководитель Росавиации Александр Юрчик тогда даже обратился в Генпрокуратуру с просьбой взять расследование этого дела под особый контроль. А Игорь Левитин издал приказ об образовании рабочей группы минтранса, которая должна была проверить возможную заинтересованность работников института в реализации контрафактной продукции.
Большие претензии у Генпрокуратуры оказались к Северо-Западному управлению Ространснадзора, в зону ответственности которого входит авиакомпания "Пулково", чей самолет в августе потерпел катастрофу под Донецком. Как говорится в опубликованных ею на прошлой неделе документах, там "должностными лицами не в полной мере использовались предоставленные им полномочия для привлечения виновных к ответственности за совершение административных правонарушений, а по результатам расследований повреждений воздушных судов на земле и авиационных инцидентов принимались только меры профилактического характера". Это Генпрокуратура расценила как недостаточный контроль со стороны руководства минтранса "за деятельностью должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью полетов, обеспечением авиационной безопасности".
Однако вчера Юрий Чайка все же признал, что "министерству транспорта удалось не допустить скатывания ситуации к развалу отрасли". Хотя проверки и вскрыли большое количество нарушений законодательства по безопасности, показали, что в отрасли сложилась крайне напряженная ситуация, и вмешательство Генпрокуратуры оказалось своевременным. Помимо использования некачественных и контрафактных деталей на территории аэропортов, аэродромов, были выявлены наземные объекты, не связанные с авиацией. В ряде случаев отсутствовали сертификаты в аэропортах, на аэродромах и у авиаперевозчиков. В связи с этим была приостановлена деятельность аэропорта в Элисте (Калмыкия).
Левитин добавил, что в ситуации, сложившейся в области безопасности полетов, повинно и законодательство. Например, закон о техрегулировании сделал возможным сертификацию авиаперевозчиков и аэропортов сертификационными центрами, фактически являющимися "частными компаниями". Левитин поставил вопрос о возвращении государственного контроля за авиаперевозчиками и их сертификации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. А также он заметил, что "в настоящее время сложилась проблема, когда отсутствует авторский надзор промышленности за продукцией, которую она выпускает, поэтому все вопросы безопасности легли на плечи авиакомпаний". Глава минтранса высказался за то, что "государство должно выступить более инициативно, решительно, чтобы вся продукция, которая идет в гражданскую авиацию, была на контроле от производителя по всей цепочке поставок".