03.10.2006 01:00
    Поделиться

    Ежегодно на Северном Кавказе на скамью подсудимых попадает батальон офицеров

    Трудно представить себе офицера, который отказывается выполнять приказ командира. Но бывает и такое. В нынешнем году по статье 332-й УК РФ (неисполнение приказа) осужден младший офицер. Факт примечательный. Впервые за последние годы на Юге России человек со звездами на погонах отважился нарушить главный принцип своей профессии. В среде военных всегда нетерпимо относились к подобным инцидентам. Беспрекословное исполнение приказа лежит в основе воинской службы.

    В руки правосудия попадают не только армейские начальники. Судят также офицеров флота, пограничных войск и даже контрразведки. Не избежали этой участи работники военкоматов, преподаватели военных вузов и военных кафедр. Несколько раз закон нарушали офицеры, отвечающие за правовую работу в войсках. Однажды военная Фемида разбиралась с представителем довольно редкой в наши дни номенклатуры - заместителем командира бронепоезда.

    В нынешнем году к уголовной ответственности в Северо-Кавказском регионе привлечено целое созвездие офицеров: четыре младших лейтенанта, 52 лейтенанта, 94 старших лейтенанта, 101 капитан и капитан-лейтенант. Больших людей с большими звездами тоже не миновала чаша сия. Обвинения предъявлены 53 майорам и капитанам 3-го ранга, 50 подполковникам и капитанам 2-го ранга, 21 полковнику и капитану 1-го ранга.

    Суд рассматривал уголовные дела и в отношении генералов. Одного генерал-майора подозревали в мошенничестве, другого - в халатности. Хотя годом ранее по уголовным делам проходили и более знаковые фигуры вооруженных сил. В 2005 году в Ростовском гарнизонном суде изучались обстоятельства дела в отношении бывшего командующего войсками Северо-Кавказского военного округа генерала армии Владимира Болдырева и бывшего командующего Северо-Кавказским округом внутренних войск генерал-полковника Михаила Лабунца. Их пытались обвинить по весьма экзотической для вооруженных сил статье Уголовного кодекса - 129-й (клевета).

    - Дело в отношении генерала Болдырева было возбуждено на основании заявления одного из офицеров, - сообщил «РГ» судья Сергей Логинов. - Я закрыл это дело как необоснованное. Командующий войсками округа этого офицера и в глаза не видел.

    Не получило развития дело и в отношении Героя России генерала Лабунца.

    Единственным высокопоставленным офицером, вина которого установлена в суде, стал начальник управления кадров Черноморского флота РФ контр-адмирал Владимир Шамардин. Он был отстранен от должности за служебный подлог.

    Армейские правонарушения имеют свою специфику. Каждый пятый осужденный повинен в воинских преступлениях. Один огрызнулся на слова начальника (за это понижают в должности и штрафуют), второй потерял военное имущество, третий небрежно обращался с оружием, четвертый халатно нес караульную службу. Прегрешений масса. Удивительно другое. В самоволку (или, как говорят в армии, в самоход) профессиональные военные ходят столь же самозабвенно, как и солдаты, уставшие от казарменных будней. В прошлом году за самовольное оставление части осуждено 85 человек, а в этом - 52. Как ни странно, но среди них есть даже старшие офицеры вплоть до подполковника.

    И все-таки обычно люди в погонах совершают те же самые провинности, что и остальные смертные. Самыми распространенными преступлениями среди офицеров остаются хищения и превышения должностных полномочий. Это касается и положения в некогда горячих точках. Гарнизонные суды Грозного и Махачкалы завалены уголовными делами по фактам банальных растрат, мошенничества и превышения полномочий.

    Происходят и вовсе бытовые истории. В Северной Осетии судили майора, который ворвался в чужой дом и угрожал его обитателям. Что и говорить, ревности все должности покорны.

    Всего за первое полугодие 2006 года в Северо-Кавказском регионе осуждено 353 офицера. Для сравнения: за весь минувший год обвинительный приговор выслушали 497 офицеров. Если в прошлом году к лишению свободы приговорены 58 человек, то в первой половине текущего года - уже 41. В армии не делают секрета из подобной статистики. Что есть, то есть. От сумы и от тюрьмы не зарекайся. И этот шаг совершают даже те, кто обладает железной выдержкой и дисциплиной. Армия - часть общества, и пороки в ней такие же, как в самом обществе.

    - Разве только офицеры виноваты? - задается вопросом председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Виталий Горобец. - Это проблема социальная.

       мнения

    Александр Щенников, помощник командующего 4-й армии ВВС и ПВО, подполковник:

    - Водитель троллейбуса в нашей стране получает больше, чем офицер, отвечающий за безопасность государства. Это ненормально. И такое положение в сравнительно благополучных гарнизонах. А в более отдаленных военных городках возникают и другие сложности - членам семей военнослужащих негде найти работу и некуда пристроить детей. Другая проблема - многие офицеры не имеют жилья. Если семья из четырех человек снимает квартиру, министерство обороны выплачивает в качестве компенсации 1800 рублей, на семью из трех человек - 1200 рублей. Между тем меньше чем за шесть тысяч рублей квартиру снять невозможно. Тут целый букет проблем. Отсюда и такая статистика.

    Валерий Рочев, председатель клуба "Кают-компания моряков-подводников Ростова-на-Дону", капитан 2-го ранга в отставке:

    - Уровень профессионализма и ответственности в вооруженных силах падает. В наши дни служба полностью нас поглощала. В месяц было два-три выходных, семья нас почти не видела. В нынешнее время молодые офицеры смотрят на службу совсем по-другому. Рабочее время вышло - домой. Квартиры не дают - увольняются. Да и чего им горбатиться? Если нет настоящей военной службы, офицеров нагружают нудной бумажной работой. Продвижение по службе во многом зависит не от личных качеств, а от способности быть полезным вышестоящему начальству.

    Сведения о судимости офицерского состава вооруженных сил в ЮФО за первое полугодие 2006 года

    Поделиться