Столичные школьники при общем позитивном отношении к перспективе сдавать "единый" все-таки выразили сомнение, что этот способ проверки знаний самый демократичный. И прежде всего они считают, что учащиеся в больших городах изначально поставлены в более выгодные условия по сравнению с провинциалами. "Вы уверены, - спросила присутствующих на дискуссии взрослых Рыжакова Александра, - что, к примеру, в Петропавловске-Камчатском качество образования такое же, как в профильной гимназии в Москве? Я заканчивала там начальную школу и знаю, о чем говорю. Какая же тут справедливость?"
Впрочем, некий снобизм московских старшеклассников слегка поубавился, когда представители региональных центров тестирования предложили сравнить количество победителей всероссийских олимпиад в столичных и местных гимназиях.
"Руководители тех субъектов Федерации, которые действительно думают о будущем своих регионов, хотят получить объективную картину знаний, без приписок и липовых оценок, - включился в дискуссию директор Федерального института педагогических измерений Рособрнадзора Андрей Ершов. - Какую систему лжи мы создаем, когда преподаватели приносят на сочинение ручки разных цветов, чтобы исправлять ошибки "своих" абитуриентов? Не для кого не секрет, какие взятки дают на юрфаках, а какие на стоматологических факультетах! Ведь вам же через несколько лет придется встретиться с этими, с позволения сказать, врачами и адвокатами!"
Лицеистов интересовали также вопросы психологической приемлемости только письменного тестирования. Они указали сторонникам ЕГЭ на существование различных стилей мышления: кто-то думает очень четко, а кому-то удобнее порассуждать в поиске правильного ответа. Последние гораздо успешнее сдают как раз устные экзамены по билетам. "Почему бы, к примеру, зачеты за полугодие не сдавать по тестам, а заключительный экзамен - традиционным способом?" - выдвинули компромиссный вариант школьники.
Но самым животрепещущим оказался вопрос постороннего влияния на результаты экзамена. Андрей Ершов не стал кривить душой и признал возможность "порадеть родному человечку". Однако процент такой помощи минимален. Здесь в разговор включился представитель американского совета по международному образованию Марк Зельман, который изумил присутствующих такой цифрой: оказывается, в США в попытках повлиять на результаты тестирования замечено почти 98 процентов школьников. Это сведения одного из соцопросов, проведенного советом. Кстати, именно после публикаций этих данных на экзаменах в американских школах теперь не кормят. В шоколадках и других продуктах родители передают своим чадам шпаргалки. Кстати, в США открыт и музей приспособлений, которые используют шустрые недоросли для списывания на тестировании. Среди его экспонатов сканирующие очки и ручки, самые разнообразные "шпоры" и "бомбы".
Другой опыт в Голландии. Как рассказал московским школьникам управляющий директор Национального института измерений в образовании Хендрик Крифт, в случае обнаружения в тестах некорректного вопроса все полученные оценки исправляются, а сам вопрос снимается с экзамена в следующем году. К слову, в поисках плохо сформулированных вопросов участвуют сами школьники. После тестирования в Интернете разворачиваются бурные дискуссии. И для составителей тестов и организаторов экзамена мнение, высказанное на форумах, играет далеко не последнюю роль.