Самым крупным налогоплательщикам увильнуть от уплаты НДС не удастся. Для членства в клубе предусмотрены и обязательные критерии. Планируется, что организациям с оборотами свыше некоего размера (пока что не определенного в цифрах) придется стать членами клуба - независимо от наличия желания. Остальным организациям будет дарована возможность не платить НДС!
Идея, что и говорить, вызывает чувство гордости за широту размаха отечественных финансистов. Вряд ли какая другая страна сможет похвастаться столь либеральным отношением к уплате налогов. А вот существо вопроса места для гордости не оставляет.
Строго говоря, клуб плательщиков НДС существует и сейчас. Организации, не желающие уплачивать данный налог, могут выбрать специальный налоговый режим, не предусматривающий уплату НДС (упрощенную систему налогообложения или систему для сельхозтоваропроизводителей), либо, оставаясь на общем режиме налогообложения, заявить о желании освободиться от уплаты НДС. Действующий принцип освобождения от уплаты НДС и предложенное Шаталовым "членство в клубе" практически совпадают. Разница заключается только в том, что освобожденные от уплаты организации формально продолжают оставаться налогоплательщиками НДС. Планируется же изменение статуса - с "освобожденца" на "налогонеплательщика". Помимо смены статуса, подход Шаталова означает, вероятно, увеличение размера выручки, который является "водоразделом" между правом не платить налог и обязанностью платить. Иными словами, предполагаемые меры не обещают столь кардинальных изменений, чтобы говорить о новой концепции, побуждающей организации сделать стремление к уплате НДС целью своего существования. Если же желания "вступать в клуб" у организаций не возникнет, то государство недополучит некоторую часть налога вследствие уменьшения количества налогоплательщиков, что явно не согласуется с планами по наполнению бюджета. Может быть, минфин надеется на скрытые резервы, планируя создание обстоятельств, которые заинтересуют организации во вступлении в клуб?
В качестве базисной идеи выдвигается заинтересованность налогоплательщика в получении возмещения по НДС: "члены клуба" смогут получать возмещение гораздо быстрее, нежели сейчас.
Только ведь сама по себе возможность получения возмещения имеет финансовую привлекательность лишь с точки зрения мошенников, якобы заплативших НДС и требующих "вернуть заплаченное".
В случае с честными налогоплательщиками возмещение НДС - именно возмещение ранее уплаченных сумм. И если организации ничего не надо будет уплачивать, то смысл в возмещении моментально исчезнет.
Нет же - утверждают сторонники создания "клуба" - не являющаяся плательщиком НДС организация окажется в невыгодных условиях, потому что для нее покупаемый товар обойдется дороже! В цифрах это выглядит примерно так: если член клуба покупает товар у другого члена клуба за 1180 рублей (из которых 180 рублей - НДС), то собственно стоимость товара составляет 1000 рублей. Если же у члена клуба тот же товар купит неплательщик налога, то все 1180 рублей составят цену товара!
Арифметика, разумеется, возражений не вызывает. Но если рассмотреть ту же ситуацию с точки зрения не арифметики, а экономики, то картина окажется несколько иной. Итак, купив товар за 1180 рублей (в том числе 180 рублей - НДС), член клуба "набрасывает" 1000 рублей собственной наценки. Но к наценке он должен добавить еще и 180 рублей НДС на эту наценку. Продать товар он сможет за 2360 рублей (из которых НДС - 360 рублей). Предположим, что покупателем товара выступает гражданин Иванов. Никакого вычета гражданину Иванову никто никогда не предоставит - как раз в этом смысл НДС: гражданин Иванов является "окончательным" плательщиком данного налога. И для гражданина Иванова стоимость товара будет выглядеть просто как 2360 рублей - без упоминания о каком-то налоге.
Купивший у того же члена клуба товар за те же 1180 рублей "не член клуба" оказывается в положении гражданина Иванова: сумма приобретения для не члена клуба полностью является стоимостью товара. Допустим, торговая наценка здесь также составляет тысячу рублей. Тогда продажная цена у "не члена клуба" составит 2180 рублей. Опять же покупателем товара выступает гражданин Иванов.
Спрашивается: если перед гражданином Ивановым лежат две совершенно одинаковые вещи, за одну из которых продавец просит 2360 рублей, а за другую 2180 рублей, то у кого гражданин Иванов купит товар? Ответ очевиден. Цепочка перепродавцов же может состоять и из нескольких звеньев. Чем длиннее цепочка, тем больше оказывается разница между перепродажей по цепочке "членов клуба" и перепродажей в случае, когда товар, выкупленный у "клуба", дальше обращается между неплательщиками НДС. А чем больше разница в цене на товар для конечного потребителя, тем менее конкурентоспособными окажутся плательщики НДС. Единственная оговорка: товар, единожды вышедши из клуба, окажется для членов клуба уже невыгодным. Так как члены клуба разделяют сумму платежа на стоимость товара и НДС, им всегда будет выгоднее заплатить 1180 рублей, в которых содержится НДС (поскольку на 180 рублей НДС они смогут уменьшить платеж бюджету), нежели 1180 рублей без НДС. Но данное обстоятельство означает лишь необходимость оптимизировать движение товара. Кроме того, если количество членов клуба будет невелико, а товар неплательщиков НДС окажется членам клуба необходим, то и тут арифметика уступит экономике: члены клуба будут вынуждены покупать товар без НДС точно так же, как сейчас налогоплательщики покупают товар без НДС у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
После создания клуба окажется, что экономика поделена на две сферы: в первую попадут те, кого государство заставит платить НДС, во второй окажутся желающие побольше заработать для себя. Деление на сферы будет заключаться в движении товаропотоков: то, что организациям первой сферы возможно будет получить от "членов клуба", будет потребляться внутри этой сферы. И только в рамках такого "внутрисферного" потребления будет начисляться НДС. После выхода товара из данной сферы оборот товара облагаться НДС уже не будет.
Какие потери при этом понесет бюджет, неизвестно. Ясно только, что потери будут немалые.
Говорят, впрочем, что членство в клубе настолько заинтересует участников внешнеэкономической деятельности, что они просто станут в очередь на вступление в клуб выстраиваться.
Опять же арифметика такой довод подтверждает. Если организация, добывающая сырье, продает добытое за 1180 рублей (в том числе 180 рублей НДС), а покупатель отправляет сырье на экспорт, то покупатель - член клуба сможет получить 180 рублей в качестве возмещения НДС. Для не члена клуба расходы на покупку отправленного на экспорт сырья останутся в размере тех же 1180 рублей. Но эта арифметика очень хорошо работает применительно к "чистому" экспорту. Едва речь заходит о торговле как на экспорт, так и внутри страны, арифметика сразу же капитулирует. Ведь при торговле в России по-прежнему платится НДС, независимо от того, что поставка на экспорт налогом не облагается. И для организации с небольшим удельным весом экспорта смысл платить НДС с внутрироссийского оборота отсутствует! Те же, кто промышляет исключительно экспортом, могут и вступить в клуб. Но как раз от их вступления государству и ни жарко, и ни холодно...
Еще одна группа участников внешнеэкономической деятельности - импортеры. Для них участие или неучастие в клубе будет определяться тем, какую именно сферу обслуживает импорт. Собственно, при ввозе товар облагается НДС в любом случае. Но дальнейшая перепродажа товара поделит импортеров: продажа импорта членам клуба заинтересует импортера в собственном членстве. А вот импортеры бытовой техники воспримут возможность неучастия в клубе как подарок судьбы! Ведь тогда тому же гражданину Иванову товар они смогут продать дешевле, поскольку торговая наценка не будет облагаться НДС. И, заплатив НДС один раз при ввозе, эти импортеры с легкостью будут продавать товар, добивая и без того не блистающую мощью отечественную промышленность.
Впрочем, участников внешнеэкономической деятельности можно и обязать к членству. Но тогда может ненароком оказаться, что право не становиться членом клуба существует только на словах, на деле же ситуация в сравнении с существующей не изменится нисколько.
Кому клуб однозначно выгоден, так это чиновникам, занимающимся администрированием данного налога. Если налогоплательщиков станет меньше, то проверять оставшихся будет проще. Но таковая мысль сколь бесспорна, столь и бесполезна: с этой логикой можно попросту отменить налоги. И государству совсем не придется тратиться на администрирование! При существовании же налогов расходы на осуществление контроля за их уплатой неизбежны.
Другое дело - соотношение расходов на контроль и объема собираемого налога. Но только специфика НДС заключается в том, что основная часть контроля приходится на правомерность применения вычетов. Предложения специалистов на этот счет существуют давно: нужно заменить нынешний НДС безвычетным налогом с оборота - аналогом ранее существовавшего налога с продаж. С единственной разницей: взиматься оборотный налог будет при продаже товара не только населению, но и при любой оптовой торговле между организациями. Ставку такого налога можно определить как соотношение суммы, которую сейчас государство желает получить в качестве НДС, и объемом ВВП (суммарной величиной всех продаж). Возможна корректировка ставки с учетом необходимости товара населению. Сам налог станет намного проще, возможностей мошенничества с ним - несоизмеримо меньше.
Да, неизбежны колебания в налоговой нагрузке в сравнении с действующим налогообложением. В более длинных цепочках перепродавцов общая уплаченная сумма налога окажется выше, в более коротких - ниже. Но только государство и не обязывалось оказывать экономическое содействие множественным перепродажам одного товара. А вот расходы на администрирование такого налога будут гораздо меньше в сравнении с администрированием существующего НДС. И без всяких плательщических "клубов".
Ссылка по теме: Минфин организует новую систему контроля за уплатой и возмещением НДС