Социалистам и либералам, правда, удалось удержать за собой Будапешт и ряд крупных областных центров: Печ, Сомбатхей, Мишкольц, где мэрами избраны кандидаты от левой коалиции. В столице, а это более 2 миллионов человек - пятая часть населения страны, мэром пятый раз подряд стал кандидат Габор Демски. Однако законодательные собрания на местах по итогам выборов практически целиком перешли под контроль оппозиции.
Очевидно, что такая ситуация не добавила Венгрии стабильности. Не добавила она стабильности и правительству Дюрчаня, которому предстоит решать неотложные задачи по реформированию бюджетной сферы в преддверии введения евро. Как же получилось, что относительно стабильная и благополучная страна спустя два года после вступления в Евросоюз переживает столь непростые времена, чреватые дальнейшими потрясениями?
То, что вступление в Евросоюз не принесет венграм, чехам и полякам "манны небесной", было ясно еще до 1 мая 2004 года, когда восемь стран Восточной Европы официально стали частью "Большой Европы". Если у кого-то и были иллюзии на этот счет, то развеялись они очень быстро.
Напомним, что прием в ЕС оказался для бывших соцстран довольно суровым. Так, "новоевропейцев" на годы вперед лишили права свободно работать в Старой Европе, за исключением Великобритании и Ирландии. А дотации восточноевропейским фермерам из общего бюджета урезали до трети от уровня немцев и французов. Как ни боролись Прага, Будапешт и Варшава за "бюджет развития", но ничего у них не вышло. В итоге вступление в Евросоюз до сих пор практически ничего не изменило в жизни венгров, чехов или поляков. Отсюда - разочарование. По опросам, присоединение к ЕС сейчас одобряют не более трети "новоевропейцев", большинство из которых освободились от иллюзий, что стоит только вступить в ЕС и все проблемы сразу исчезнут. Последние события в Венгрии показали, что недовольство в новых провинциях "евроимперии" способно перехлестывать через край. Мало кто обратил на это внимание, но демонстранты на улицах венгерской столицы в первый день волнений срывали со зданий и жгли флаги Евросоюза.
Формально венгры поднялись против "плана стабилизации" правительства молодого премьера Ференца Дюрчаня. Скандал с его резкими высказываниями был лишь одним из поводов. Однако ни для кого не секрет, что болезненные для населения меры во многом были продиктованы требованиями Евросоюза. Так называемыми маастрихскими критериями, принятыми для всех стран ЕС: три процента инфляции и не более трех процентов бюджетного дефицита. У венгров, как впрочем, и у поляков, и у чехов, эти цифры намного выше: дефицит бюджета - под 10 процентов, инфляция - 7-8. Если входить в зону евро, то надо все сокращать и ужимать.
Если бы Евросоюз нашел хотя бы 20-30 миллиардов евро на дополнительную поддержку новобранцев, все могло сложиться по-другому. "Новоевропейцы" сразу бы почувствовали эффект от вхождения в ЕС, да и переход к евро оказался бы для них проще и безболезненнее. А так выходит, что своей скупостью Брюссель в какой-то степени сам дестабилизировал восточноевропейские режимы, делавшие на него ставку. Левые в Польше и Чехии, ориентировавшиеся на Брюссель, уже уступили власть, а в Венгрии имеют лишь нестабильное большинство. Правительственные кризисы, которые сегодня сотрясают Будапешт, Варшаву и Прагу, стали прямым следствием такой недальновидной политики ЕС.
Другое дело, что Евросоюз и сейчас находится в глубоком экономическом и политическом кризисе. Выкроить лишние деньги на "бюджет развития" для него - уже проблема. Никакого общеевропейского Стабфонда на эти цели не предусмотрено. Фактически Брюссель исчерпал резервы для расширения европейского сообщества, что на днях фактически констатировал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. События в Венгрии в очередной раз показали, что принимать в единую Европу новых членов по "остаточному" принципу - весьма накладно. В том числе и для самого Евросоюза.