04.10.2006 00:30
    Поделиться

    Московской консерватории 140 лет

    В Большом и Малом залах Московской консерватории по случаю ее 140-летнего юбилея развернулось грандиозное музыкальное действо, которое продлится до 9 октября.

     

    С поздравлениями самого авторитетного российского музыкального вуза в Москву съехались ректоры музыкальных академий и консерваторий из разных стран мира: от Америки до Вьетнама, музыканты из стран ближнего зарубежья, многие из которых обучались в стенах Московской консерватории.

    Празднование юбилея началось с торжественного заседания в Малом зале, собравшего на сцене и в зале почетных гостей и нынешних профессоров Московской консерватории. С балкона грянул Гимн России в исполнении знаменитого консерваторского хора, а затем ректор Тигран Алиханов объявил открытие Недели консерватории, афиша которой даже на неискушенный взгляд выглядит достаточно нетривиально. Музыкальное приношение своей альма-матер подготовили и почетный профессор Московской консерватории Михаил Плетнев, который вместе с Российским национальным оркестром исполнит в Большом зале консерватории Первую и Пятнадцатую симфонию Шостаковича (3 октября), и профессор Юрий Башмет (6 октября), и Николай Петров с Элисо Вирсаладзе, посвятившие свою программу памяти корифея русской фортепианной школы Якова Зака (8 октября). На фестивале планируется выступление именитых выпускников консерватории: Алексея Любимова, Александра и Ивана Рудиных, Графа Муржы, Ивана Монигетти, Александра Гиндина, Государственного квартета им. Шостаковича. В Рахманиновском зале состоятся вечера оркестрового факультета и кафедры сольного пения, а программа 5 октября будет посвящена музыке композиторов - директоров Московской консерватории: Николая Рубинштейна, Танеева, Ипполитова-Иванова, Шебалина, Свешникова.

    Как сказал Тигран Алиханов, козырем праздника станет концерт (7 октября) ректоров - гостей фестиваля из Казахстана, Эстонии, Грузии, Азербайджана, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, которые "в чудовищном потоке хозяйственных проблем еще не разучились играть и сочинять музыку, не забыли, что сами являются музыкантами". Завершится торжественная неделя грандиозной программой Симфонического оркестра и Камерного хора консерватории, где будет исполнено Посвящение Дмитрию Шостаковичу и оратория Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811). Ноты оратории совсем недавно обнаружили в архиве консерватории.

    Эффектных аналогий и экскурсов не избежал ни один гость, выступавший на торжественном открытии многодневного праздника. Это неудивительно: московские имена Чайковского, Николая Рубинштейна, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Скрябина давно связаны не только с историей конкретного учебного заведения, но и с мировой музыкальной культурой. Именно поэтому, по словам гостей, Московская консерватория продолжает оставаться одной из великих консерваторий, распространяющей дух и серьезные достижения русской музыки во всем мире. И хотя ректор Киевской консерватории им. Чайковского напомнил, что Рихтер, Ойстрах и Докшицер были родом из Украины, великими музыкантами они стали именно в стенах Московской консерватории.

    Неформальные поздравления и подарки, среди которых оказались и две лошади "в конверте" (в денежном эквиваленте) от Казахской консерватории, и три концертных зала (на время предстоящей реконструкции здания) от ЦМШ, и редкие издания (в том числе факсимиле "Контрапункта" Сергея Танеева с дарственной надписью автора Сергею Рахманинову), свидетельствовали об огромном уважении музыкантов к главной российской музыкальной альма-матер. Один из выступавших в порыве эмоций даже назвал Московскую консерваторию "невестой, на которую должен обратить пристальное внимание жених (государство): причем не только за ее красоту (здание), но и за культурное богатство". "Нефть и газ когда-то кончатся, а музыка останется". Выступавшая с приветственным словом ректор Тбилисской государственной консерватории им. В. Сараджишвили, профессор Манана Доиджашвили сказала: "Только искусство может спасти мир. Мы должны приобщить всех политиков к музыке". Если такое случится, то наша планета станет планетой музыки. А утопии, как известно, всегда были двигателем человеческой истории.

    Поделиться