Цели, определяемые законом, выходят за рамки поддержки сельскохозяйственного производства, это скорее поддержка всего сельского уклада жизни. Это: повышение эффективности ведения сельхозпроизводства, обеспечение население качественными продовольственными товарами; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости и повышения уровня жизни сельского населения; сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Закон базируется на принципах: равной доступности, адресности и целевого характера господдержки, учета природно-климатических различий при производстве сельхозпродукции на территории области.
Основным отличием от применяемого ранее подхода стало то, что формами поддержки должно стать предоставление на безвозмездной основе субвенций и субсидий; финансирование капитальных расходов; предоставление выплат молодым специалистам и руководителям, вышедшим на пенсию. Видимо, устав бороться с невозвратами средств, областная администрация решила раздавать деньги безвозмездно, то есть даром. В этом есть элемент венчурного инвестирования, что вполне справедливо для такого рискованного предприятия, как финансирование сельского хозяйства.
Впрочем, поддержка будет оказана не всем подряд, а только тем, кто выполнит определённые законом условия: отсутствие роста просроченной кредиторской задолженности, в том числе по налоговым и иным платежам в областной бюджет; обеспечение роста среднемесячной заработной платы в расчёте на одного работника; наличие положительной рентабельности реализованной продукции за предшествующий год. Но при этом предполагается учитывать форс-мажорные обстоятельства, такие как стихийные бедствия. Интересно, как этим условиям будут соответствовать дачники, которых тоже вроде бы собираются поддерживать, и будет ли считаться стихийным бедствием рост цен на ГСМ?
Кроме того, господдержка носит компенсационный характер. То есть поддерживается инициатива товаропроизводителя, который берёт кредит на приобретение техники, элитных семян или племенного скота, тратится на информационное обеспечение и консультационное обслуживание. Поддержка устойчивого развития сельских территорий и кадрового обеспечения будет обозначена в специальной целевой программе, которая еще разрабатывается.
У аналогичного Федерального закона судьба более печальна. Как признался коллегам думский ветеран Николай Харитонов, присутствовавший на сессии: "На самом деле Государственная Дума беременна этим законом два с половиной года, и разродиться никак не может. К сожалению, в минфине назвали этот закон коррупционным". Впрочем, аналогичное обвинение может быть предъявлено и областному закону, поскольку для предоставления субсидии надо будет собрать немало документов.
Разработчики законопроекта постарались угодить всем, и оттого к закону много вопросов. Например, в желании помочь садоводам и огородникам авторы вступили в противоречие с двумя Федеральными законами, которые утверждают, что дачники производителями сельхозпродукции не являются. Бюджетный кодекс, вообще, весьма строг к предоставлению средств кому бы то ни было, и юристы облсовета уже обратили внимание на такие несоответствия.
Закон о господдержке, скорее, можно назвать рамочным, поскольку принимать его депутаты согласились только вкупе с областной целевой программой. Для реализации ряда полномочий надо будет принимать дополнительные законы. В частности, средства для выравнивания природно-климатических условий районов области предполагается передать в районы. "Трудно с Красного проспекта определить, кому нужна поддержка, а кому нет, - сказал по этому поводу вице-губернатор и руководитель департамента агропромышленного комплекса Виктор Гергерт. – На местах, главам виднее. Мы дали главам районов больше возможности влиять на развитие сельских территорий и АПК, и поставили их в более ответственное положение, сохраняя при этом функции контроля за собой".
При обсуждениях до сессии и на самом заседании разработчиков спрашивали о цене вопроса. По словам Виктора Гергерта, у европейского товаропроизводителя объём господдержки на один гектар пашни составляет порядка 300 евро, у нас, даже после принятия закона - в тридцать раз меньше. Вице-губернатор признался: "Конечно, я не отказался бы и от 10-ти миллиардов, но пока посчитали, что сумма 1,3 миллиарда на 2007 год - максимально возможная". В проекте трёхлетней программы предполагается, что в 2008 году будет выделено 1 миллиард 450 миллионов, а в 2009 году - 1 миллиард 600 миллионов рублей.
Видимо, спешка с принятием закона о господдержке при отсутствии целевой программы, вызвана разворачивающимся бюджетным процессом. Если не принять закон сейчас, невозможно будет реализовывать его, начиная с будущего года. А в проекте бюджета на 2007 год уже заложены обозначенные законом о господдержке параметры.
Судя по всему, подготовка ко второму чтению будет не такой простой, поскольку противоречий в проекте и самой идее господдержки достаточно много. На одно из таких противоречий обратил внимание главный врач областной клинической больницы Владимир Степанов. Он буквально обвинил Виктора Гергерта в нежелании принять для поддержки сельхозпроизводителей 1,3 миллиарда рублей, которые область тратит ежегодно на приобретение продуктов. Секрет раскрыл спикер облсовета: "Противоречие в том, что вы будете закупать как можно дешевле, а для наших аграриев надо, чтобы купили как можно дороже".
Комментарий |
Анатолий Кондратов, ректор Новосибирского аграрного университета:
-За всё время существования сельского хозяйства, в Новосибирской области не принимался закон о государственной поддержке сельского хозяйства, и финансирование отрасли было хаотичным. Конечно, не всё удалось решить, мы понимаем возможности Новосибирской области, но это большой шаг вперёд.