Что у нашего государства в запасе есть целый арсенал жесткого и, как показали события, эффективного противодействия провокационной риторике, мы ясно убедились в последние дни: и авиарейсы можно отменить, не по законам самодурства, а по законам просроченных счетов оплаты, и московское казино, "крышуемое" грузинской мафией, проверить (последнее, конечно, менее безупречно с точки зрения справедливости).
Но пока государство прибегает к сильным реакциям, к каким склоняется общество? Самые резкие гражданские реакции - швыряние яиц в грузинское посольство и пр. - оказались подражательными по сути и несколько паскудными по стилю. Они ничего не стоят активистам протеста. Государство хотя бы отвечает за создаваемую напряженность, в том числе и перед своим народом, который вот уже лет 60 чуть ли не в каждом застолье поет песню "Хотят ли русские войны?" как второй гимн. Люди же, которые в непонятном антигрузинском раже добавляют масла в огонь обычной между-народной антипатии, вредят России. Бросать сегодня яйца в грузинское посольство, это такая же пустая и фанфаронистая псевдохрабрость, как справлять малую нужду на пороге КГБ в августе 1991-го.
Грузины - братский нам народ, Грузия - христианская цивилизация. Российская жизнь и культура просвечены и пронизаны настроениями Пиросмани и Иоселиани, грузинское кино не выводимо за скобки нашего миропонимания, как опыт первой любви, поставленный грузинами Шекспир нам понятен без перевода. Редкий российский интеллектуал себя мыслит без книг Мераба Мамардашвили.
В Тбилиси хочется взять и поехать, несмотря на антироссийскую риторику тамошних властей, потому что там пиросманиевская осень. Вот что, собственно, надо писать-то на лозунгах, выходя к грузинскому посольству. О том, что мы без Грузии не полны. Не в империалистическом смысле. В культурном. В человеческом. И Грузия, если честна перед собою, не может не понимать, как она не полна без России, и никакие авантюристические политические дивиденды от вспыхнувшего конфликта не окупят этой неполноты.