На вчерашнем праздновании 90-летия Российско-Британской торговой палаты Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский был и даже держал речь по-русски почти без акцента. Правда, ее не услышал ни один из четырех приглашенных российских министров. Потому что изначально было ясно: вместо юбилейной риторики говорить будут о проекте "Сахалин-2", в котором британские деньги столкнулись с российскими экологическими претензиями. И только глава Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович вышел на подиум - он за "Сахалин" и ответил.
Впрочем, Его Высочество был предельно политкорректен, о проблемах не говорил. Источником раздражения стала речь посла Великобритании в России Энтони Брентона, который первым произнес слово "Сахалин". Охарактеризовав коммерческие отношения наших стран как "американские горки", он назвал позицию российских властей в "сахалинском деле" "полным отходом от ранее заключенных соглашений", фактором нестабильности и предрек, что конфликт негативно скажется на имидже России и как поставщика энергоресурсов, и как государства, привлекающего инвестиции.
Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обнаружила на проекте "Сахалин-2" грубые нарушения экологического законодательства. Скандал сотрясал деловые круги всю минувшую неделю. Раздавались даже голоса, что России следует отказаться от самой системы Соглашения о разделе продукции (СРП), на основе которой и реализуется проект. Британцев это не могло не озаботить: хотя компания "Шелл" (владелец 55 процентов акций "Сахалин Энерджи") давным-давно транснациональный монстр, работающий в 140 странах мира, но корни-то - английские. Ораторы (сплошь британцы) раскололись. Одни поддержали своего посла, тогда как другие выражались даже в том духе, что "уродливые западные инвесторы уходят из России по мере того, как государство усиливает свои надзорные функции". Все ждали, однако, что скажет г-н Дворкович.
И он сказал. Во-первых, не существует каких-то особых рогаток, на которые натыкаются западные инвесторы, но не натыкаются свои собственные. Административные барьеры и коррупция - проблемы для всех. "Можно назвать "Сахалин-2" и другие проекты, но я могу назвать и десятки чисто российских компаний, которые сталкиваются с аналогичными проблемами. Это системная задача, которую надо решать". При желании эти слова можно было трактовать и так, что проблемы "Сахалина" вызваны административными барьерами, и так, что и наши, и западные инвесторы равно нарушают в том числе природоохранные законы. Г-н Дворкович предоставил слушателю самому сделать выбор.
Для самого г-на Дворковича важнее было донести до аудитории свое "во-вторых". В "сахалинском деле" нет никакой продуманной государственной кампании по выдавливанию западных инвесторов из сырьевого сектора, и Россия не намерена брать в государственные руки частные сырьевые компании, в том числе работающие на условиях СРП. Сами условия СРП Россия пересматривать не будет. Да, законодательство России долго изобиловало дырами, все этим пользовались. "Сегодня мы наказываем за это выборочно. Мы можем наказать всех, но кому от этого будет легче?" - спросил он.
В-третьих, по словам г-на Дворковича, проблемы "Сахалина-2" танцуют отнюдь не от природы. "Не будем говорить, кто именно запросил резкого увеличения затрат по разработке проекта", - заявил этот чиновник, напомнив неприятную коллизию двухлетней давности, не разрешенную до сих пор. Тогда "Сахалин Энерджи" заявила, что смета расходов на 2005 год должна быть резко увеличена из-за "изменений условий реализации проекта, задержки сроков строительства объектов инфраструктуры по проекту, удорожания энергоносителей, плавающего курса рубля и прочих факторов". Российские власти затребовали обоснований, но якобы так их и не получили. Увеличение сметы означало бы падение доли Российской Федерации в прибылях. "С самого начала было ясно, что Россия на это не пойдет, - акцентировал вчера г-н Дворкович. - Если компании выгоднее увеличить смету и перейти в другой режим - пускай переходит. Если выгодно не увеличивать смету и остаться в рамках СРП - хорошо. Если не выгодно то и другое, а выгодно продать проект - это коммерческое дело". Позднее он добавил, что на крупных месторождениях, разрабатываемых на условиях СРП, доля Российской Федерации должна составлять не менее 51 процента, хотя на месторождениях мелких возможно более полное участие иностранцев.
Впрочем, самым главным для г-на Дворковича был его четвертый тезис. "Мы начинаем зависеть от политики частных западных компаний, но ждем взаимности, - сказал он. - Мы, предоставляя свои ресурсы, тоже хотели бы получить возможность транспортировать инвестиции в другие страны. Если нам перекроют такую возможность, мы ответим взаимностью, но это приведет к взаимным убыткам".
Топ-менеджеры ряда крупнейших британских и транснациональных компаний выслушали эту речь, как мне показалось, с облегчением. Тезис о том, что иностранцам в России тяжело, но и своим не слаще, особенно им понравился. Сошлись на том, что Россия - вообще-то, одна из немногих стран, которая вообще разрешает иностранцам так лазить в свои недра. Что работать в России непросто, но сравните с тем, что было 10 лет назад. И что западные менеджеры, опасающиеся России, - просто неудачники. Особых похвал удостоился курс президента. Один из воротил, Роджер Маннингс, вообще пожелал, чтобы в 2008 году к власти в России пришел президент ("он или она", - политкорректно сказал этот менеджер) "с таким же набором ДНК, что у Путина". С генами у нас, таким образом, все в порядке.
Досье "РГ"
Российско-Британская торговая палата основана в 1916 году послом России в Англии Бенкендорфом. Она умудрялась проводить русские ярмарки в Лондоне даже в 1922-м, до установления дипломатических отношений с Советами. Московской компании в Лондоне повезло меньше: основанная в 1555 году, она прекратила существование в 1917-м. Компания берет корни от Ивана Грозного, который дал англичанам право монопольной торговли в стране, за что Россия получила единственный экономический форпост на Западе.