Проект закона "Об отходах производства и потребления в Калининградской области" разработан министерством ЖКХ и строительства. По сведениям этого ведомства, в области сегодня насчитывается 161 санкционированная свалка общей площадью в несколько тысяч гектаров, где скопилось 35 миллионов кубометров мусора. Ежедневно на эти кладбища бытовых и промышленных отходов поступают десятки тонн всевозможного хлама. (Это не считая растущих стихийных свалок, разбросанных по всей области и не поддающихся счету). В данном случае речь не идет о том, что с ним делать. Вопрос стоит о правовом регулировании отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В области 161 санкционированная свалка общей площадью в несколько тысяч гектаров, где скопилось 35 миллионов кубометров мусора
Производители в соответствии с установленными федеральными законами об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии человека и другими нормативными актами должны внедрять малоотходные, а еще лучше - вовсе безотходные технологии, обеспечивать раздельный сбор, сортировку, обезвреживание и транспортировку мусора. А также выполнять мероприятия по временному хранению вторичных материальных ресурсов и сырья, вести учет накапливаемого, перерабатываемого и вывозимого для захоронения ненужного добра.
На деле, как мы знаем, все эти требования сплошь и рядом нарушаются. На полигоны везется все скопом - вредные, токсичные вещества вперемешку со стеклом, макулатурой, железками, а периодически они не довозятся до места утилизации и вываливаются в придорожную канаву или близлежащем лесочке. Строительный мусор нередко вообще не вывозится, а закапывается на территории стройплощадки. Несмотря на существующие правила по уничтожению биологических отходов многие люди предпочитают хоронить своих любимцев - собак и кошек, умерших от болезней или от старости, - прямо во дворах домов. Какой только дрянью и заразой не напичкана наша земля от непродуманных и недальновидных действий человека.
Всему этому и планируется положить конец с помощью закона, который четко разграничит функции, кто и чем должен заниматься, какие требования неукоснительно соблюдать. Правовой документ должен урегулировать отношения трех участников процесса: производителей, сборщиков и могильщиков отбросов. Правда, проект, представленный на рассмотрение правительства, нуждается в доработке. Властям предстоит определиться со специальным уполномоченным органом, который будет вести мониторинг мест хранения, переработки и обезвреживания отходов, управлять процессом его сбора, сортировки и утилизации, решать оргвопросы в случае возникновения ситуаций, представляющих угрозу безопасности окружающей среды и здоровью человека. Что собой будет представлять этот орган - природоохранный или МУП "Чистота", пока неясно. Как рассказал журналистам на пресс-конференции губернатор области Георгий Боос, среди членов кабинета министров возник спор по поводу компетенции этого учреждения: если оно будет отвечать одновременно за мусорную политику, утилизацию отходов и за предотвращение экологических бед, это может привести к конфликту интересов. По мнению главы региона, функции управления и контроля следует разделить между двумя уполномоченными структурами исполнительной власти. Откорректированный законопроект будет еще раз рассмотрен на правительстве и только после этого направлен в областную думу. А что касается другой части мусорной проблемы - строительства мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, она, по словам Георгия Бооса еще изучается. "К нам обращались несколько компаний с деловыми предложениями, но ни у одной пока нет проектно-сметной документации на завод", - уточнил он.