Сегодня даже всегда выдержанная Финляндия, которая будет председательствовать в ЕС до конца года, в довольно резкой форме предупредила турецкие власти, что переговорный процесс скоро вообще может быть остановлен. Дело в том, что Анкара не желает выполнять ни одного из предварительных условий для начала полноценных переговоров с Брюсселем. Не желает до такой степени, что скорее сама готова прекратить диалог, чем пойти на уступки.
Первое, чего безусловно требуют от Турции европейские структуры, от Европарламента до Еврокомиссии, - признания Республики Кипр, которая два с половиной года назад стала членом ЕС. Несмотря на то что в прошлом году Анкара подписала с Брюсселем соглашение об ассоциации и таможенном союзе, которое по идее должно распространяться на все страны европейского сообщества, включая Кипр, однако воз и ныне там. Турция до сих пор не ратифицировала это соглашение и по-прежнему не выполняет его положений в отношении Кипра. При этом Анкара ссылается на неурегулированность проблемы Северного Кипра, где существует не признанная мировым сообществом Турецкая кипрская республика.
Однако вопрос открытия турецких портов и аэродромов для Кипра выглядит совсем незначительным на фоне тех новых условий, которые приготовил туркам Европарламент. В сентябре евродепутаты приняли резолюцию, где в качестве еще одного предварительного условия для продолжения переговоров о вступлении Турции в европейское сообщество призвали Анкару признать геноцид армян. До сих пор об этом много говорилось в связи со вступительными переговорами, но до сих пор формально нигде не фиксировалось. Мало того, в резолюцию помимо вопроса о геноциде армян попал еще вопрос о геноциде понтийских греков.
Упоминание в резолюции Европарламента о судьбе понтийских греков и сирийских христиан наряду с геноцидом армян не сулит Анкаре ничего хорошего. Турки давно отказываются признавать геноцид армян и, похоже, не собираются это делать и впредь. Что уж говорить про другие нацменьшинства. Если же Европа продолжит настаивать на признании исторических грехов Турции, то переговоры о ее вступлении в ЕС, наверное, можно заканчивать уже сейчас. Осознавая такое развитие событий, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на днях признал неприемлемым выдвигать подобные условия Анкаре в качестве предварительных на переговорах с Брюсселем.
Впрочем, нареканий в адрес турок у Европы хоть отбавляй: от ограничений свободы совести до чрезмерной роли армии в политике. Но нравоучения со стороны различных структур ЕС, в свою очередь, уже порядком надоели и властям, и общественному мнению Турции. Ее премьер Реджеп Тайип Эрдоган весьма жестко отреагировал на заявления депутатов Европарламента по поводу геноцида армян, обвинив их в напрасном "мечтательстве".
У официальной Анкары накопились свои претензии к Европе. Здесь, помимо прочего, весьма недовольны тем, как ЕС трактует курдский вопрос, обвиняя европейцев в тайных и явных симпатиях к курдам. По последним опросам общественного мнения, скептическое отношение к Евросоюзу давно уже сменило у рядовых турок первоначальную эйфорию. Так прошел первый год с начала переговоров о вступлении Турции в европейское сообщество. Страны, без которой, по словам президента Франции Жака Ширака, Европа не станет по-настоящему глобальным фактором в мировой политике.