05.10.2006 03:04
    Поделиться

    На рынке ЖКУ каждый играет по своим правилам

    Опросы показывают, что большинство собственников предпочитает доверить управление своими домами управляющим компаниям, а не заниматься этим хлопотным делом самим. Однако по признанию и директоров компаний, и представителей снабжающих организаций четкие механизмы взаимоотношений между населением, компаниями и поставщиками энергоресурсов не прописаны. Более того, новые нормативные акты не упразднили старых. Получилось, что на рынке ЖКУ каждый участник играет по своим правилам. Управляющие компании - по правилам, установленным постановлением правительства РФ N 307, а ресурсоснабжающие организации - по правилам, принятым ранее и не отмененным. В результате поставщики газа, электричества и воды считают управляющие компании коммерческими потребителями, которые должны 100-процентно расплачиваться за услуги.Это и настораживает, так сказать, домоуправителей. Если придерживаться этой нормы, сразу возникает неприятный сценарий. Низкая платежеспособность населения, а также наличие граждан, имеющих право на социальную поддержку, приведут к тому, что уже в течение первых трех месяцев работы большинство управляющих компаний не смогут рассчитаться с поставщиками воды, электричества и газа. В ответ поставщики этих услуг вынуждены будут или отключать дом целиком (тогда пострадают добросовестные потребители), или нести убытки. По этой причине многие управляющие компании не могут заключить договоры поставки с энергетическими компаниями.

    Видя такие перспективы, многие управляющие компании будут ограничиваться ремонтом подъездов и заменой оборудования. Парадокс, но компании, на которые законодательно возложены функции поставщиков коммунальных услуг, отказываются от их выполнения. Хотя только это и позволит им избежать банкротства. А потребителю придется получать коммунальные услуги уже иным способом. Предполагая такое поведение бизнеса, муниципальные власти решаются сами создавать управляющие организации. Однако инициатива властей не всегда заканчивается удачно. Скажем, и в Курской области, и в Воронеже такие компании были созданы властями. Жильцы стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг, при оплате которых пользователь автоматически заключает договор с управляющей компанией. Но если в Курске обошлось без баталий, то в Воронеже начались конфликты. Главное обвинение: людям навязали безальтернативный выбор. Прокуратура признала незаконным постановление администрации о создании компании.

    Словом, не всегда удачные попытки местных властей заблаговременно подготовиться к новым правилам игры на коммунальном рынке уже породили предложения об отсрочке введения новых норм.

    Например, начать перестройку системы ЖКХ с элитного жилья или дать на перестройку системы ЖКХ более длительное время, внести изменения и поправки в Жилищный кодекс с учетом имеющегося негативного опыта.

    Причем подобные предложения исходят от многих участников рынка коммунальных услуг. Законодатель же явно не разделяет всех этих опасений, видимо, рассчитывая, что все образуется само собой и рынок сам рано или поздно все отрегулирует.

    Поделиться