Российская газета: Кто бы мог ожидать, что род Достоевских такой древний. Насколько известно, сам Федор Михайлович об этом не упоминал.
Людмила Сараскина: Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии, к которым принадлежали русские писатели - Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец. Ф.М. Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам.
РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского?
Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели.
РГ: Следовательно, не будь Федора Михайловича, о роде Достоевских никто бы сегодня не знал?
Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории. Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки. Феномен рода Достоевского, 500 лет которого мы отмечаем в эти дни, это явление исключительного прорыва, исключительной гениальности одного человека, который вытащил на поверхность истории и обессмертил весь свой род, своих предков и потомков. Ф.М. Достоевский сделал так много для русской и мировой литературы и философской мысли, что обрел право на бессмертие, а его род - право на историческую память и общественный интерес.
РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей.
Сараскина: Феноменальность рода Достоевского в интереснейшем национальном колорите: в семье литовца-отца и украинки-матери царил культ русской истории и русской литературы, культ чтения, атмосфера преклонения перед Словом, и именно это сказалось на характере будущего писателя больше, чем все остальное: поэтому русскость Достоевского - целиком явление культуры, а не вопрос крови.
РГ: Как возникла фамилия - Достоевский?
Сараскина: Согласно современной версии происхождения писателя его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых. 6 октября 1506 года князь Пинский Федор Иванович Ярославич жалует своему боярину Даниле Ивановичу "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево Поречской волости Пинского уезда Минской губернии за заслуги. С тех пор по тогдашней традиции потомки приняли фамилию Достоевские. Село, ставшее родовым гнездом Достоевских, сохранилось на территории современной Белоруссии. Затем часть представителей рода уехали на Украину. В архивах трех государств учеными ведется работа по изучению рода Достоевских. Ветвь рода, начиная с отца писателя, целиком принадлежит России.
В этой связи важна поддержка тех памятных мест, куда устремляются почитатели Достоевского со всего мира: Москва, Санкт-Петербург, Старая Русса, Омск, где есть замечательные музеи писателя. Вместе с тем наиболее заброшенным в силу ряда исторических обстоятельств оказался самый дорогой для писателя уголок русской земли - родительская усадьба Даровое (Зарайский район Московской области). Здесь произошла провиденциальная для нашей культуры встреча Достоевского с народной Россией, сделавшая его пророком, предугадавшим ход отечественной и всемирной истории.
По своему значению Даровое сопоставимо с Ясной Поляной. Однако судьба Дарового, где в 20-е годы прошлого века был открыт первый в мире музей Достоевского, отражает судьбу страны и судьбу рода: сегодня, как и в XIX веке, дом Толстого - полная чаша, а дом родителей Достоевского заброшен и пребывает в бедности. Возрождение "земли детства" писателя было бы воспринято обществом как зримый символ исторических перемен.
И еще важно поддерживать ныне живущих Достоевских, помогать им не дать роду угаснуть в бедности и безвестности. В частности, Русский общественный фонд Александра Солженицына поддерживает правнука Федора Михайловича, Дмитрия Андреевича Достоевского, научного сотрудника Дома-музея Достоевского в Санкт-Петербурге, обеспечивая ему и его семье помощь.