10.10.2006 02:50
    Поделиться

    Сергей Глазьев предлагает отказаться от профицита бюджета

    Во всем виноват профицит

    Сергей Глазьев,
    депутат Госдумы:

    - Формально о приоритетах бюджетной политики государства можно судить по структуре расходов консолидированного бюджета. Самой большой статьей здесь на 2007 год является "профицит бюджетных ресурсов" - 1,58 трлн. рублей. Этот огромный "запас" создает дисбаланс между доходами и расходами государства, который сдерживает экономический рост, что противоречит еще одной продекларированной цели - повышению результативности бюджетных расходов.

    Вторая по величине статья расходов - "Национальная экономика" (1,28 трлн. рублей) - более чем на 60 процентов финансируется за счет бюджетов территорий. Социальную политику и ЖКХ тоже в основном "оплачивают" регионы. 76 процентов финансирования образования и здравоохранения также ложится на плечи территорий. Таким образом, приоритетами собственно федерального бюджета являются расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

    Учитывая мировой опыт, можно косвенно оценить реальные приоритеты бюджетной политики. Если суммировать все отраженные в консолидированном бюджете ассигнования на социальные нужды, то они составят 15,5 процента ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только в развитых странах (21,6 процента), но и с переходной экономикой (18 процентов). Таким образом, чтобы достичь среднемирового уровня социальных расходов, российскому государству их надо увеличить на 4,9 процента. Эта соответствует профициту бюджета - 4,8 процента ВВП. Получается, профицит равен объему недофинансирования социальных расходов. Иными словами, он образуется не потому, что российское государство получает доходов больше, чем ему требуется для выполнения своих функций, а вследствие недофинансирования социальной сферы.

    Не лучше обстоит дело и с обеспечением функции развития (расходы на научные исследования и национальную экономику). В совокупности они достигают 2,05 процента ВВП. Это более чем вдвое ниже среднемирового уровня. А вот по уровню расходов на национальную оборону, безопасность, содержание госаппарата, российское правительство лидирует в мире. Если развитые страны на выполнение полицейско-бюрократических функций расходуют около 11 процентов бюджета, то в российском проекте федерального бюджета предусматривается более 42,2 процента.

    И что мы получаем в сухом остатке? Первое - сохраняется главная причина бедности - занижение оплаты труда на единицу выработки в 3-4 раза по сравнению с европейским уровнем. Периодически проходящая индексация заработной платы бюджетников не обеспечивает решения поставленной президентом задачи - увеличить ее в реальном выражении по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза. Для этого необходимо предусмотреть повышение номинальной заработной платы в 2007 году не менее чем на 19 процентов, что потребует дополнительно 4 млрд. рублей.

    Второе. Главные причины сверхвысокой смертности населения заключаются в неблагополучном социально-экономическом положении большинства семей, не уверенных в своем будущем, а также в резком снижении финансирования здравоохранения за годы реформ. И хотя на будущий год планируется существенный прирост ассигнований на здравоохранение, они прирастают существенно меньше (около 20 процентов), а их уровень остается в 1,5 раза ниже минимально допустимого и вдвое ниже необходимого. В программе "Здоровое поколение" текущие расходы остались без индексации, то есть уменьшатся в реальном выражении более чем на 8 процентов. По непонятным причинам планируется снижение общего объема расходов в подпрограммах "Сахарный диабет" (на 24 процента) и "Туберкулез" (на 32 процента).

    Теперь об инфляции. Тема эта большая, но я остановлюсь на одном аспекте высоких потребительских цен, которые никак не удается сбить. Что не удивительно. Рынки не только товаров с высокой концентрацией производства и сбыта, но и с мелкими торговцами контролируют монопольные группы, которые часто создаются организованной преступностью при попустительстве коррумпированной бюрократии. Характерным примером являются продовольственные рынки крупных городов, цены на которых многократно превышают равновесный уровень, соответствующий условиям свободной конкуренции. При его соблюдении цена продажи товара потребителю редко превышает цену покупки того же товара у производителя более чем в 1,5-2 раза.

    У нас же потребитель платит за продовольственные товары в 5-10 раз больше, чем получает за них производитель.

    Таким образом

    Предлагаю отказаться от профицита бюджета. Это позволит увеличить его расходы на 1,5 трлн. рублей. В итоге благодаря соответствующему росту конечного спроса произойдет увеличение прироста ВВП на 6 процентов, что при сохранении неизменным прогнозируемого уровня доходов федерального бюджета в ВВП даст дополнительно 418 млрд. рублей доходов. И, если с умом распорядиться этими деньгами, можно решить многие вопросы, которые сегодня реально стоят перед страной.

    Деньги отстают от реформ

    Евсей Гурвич,
    руководитель Экономической экспертной группы:

    - Говоря об общих параметрах бюджета, стоит вспомнить, что в Бюджетном послании президента дается установка увеличивать непроцентные расходы в 2007 году и в среднесрочной перспективе "темпами, адекватными темпам роста экономики". Фактически такие расходы, скорректированные на инфляцию, возрастут на 17 процентов, то есть почти втрое больше, чем реальный объем ВВП.

    Причем рост расходов предполагается в основном обеспечить планируемым увеличением "не-нефтяных доходов" на 1,2 процента ВВП. Вспомним, что в предыдущие годы такие доходы устойчиво снижались.

    Однако следует учесть, что в 2007 году правительство переходит от разрешительного к уведомительному порядку возмещения НДС экспортерам, можно ожидать дальнейшего снижения налоговых поступлений (по официальной оценке, потери составят 0,5 процента ВВП). Таким образом, планируемое увеличение не-нефтяных доходов требует существенного улучшения собираемости налогов.

    Другим источником обеспечения растущих в 2007 году расходов станет существенное (более чем в полтора раза) повышение заложенной в бюджетные проектировки цены на нефть: она возрастает с 40 до 61 доллара за баррель. Еще сильнее (на 62 процента) повышаются прогнозные цены на газ. За счет этого бюджет (без учета Стабфонда) получает дополнительные ресурсы, составляющие более 1 процент ВВП. Принятый прогноз цен на нефть и газ выглядит достаточно правдоподобно, но все же стоит обратить внимание на то, что он превышает ожидаемый долгосрочный уровень таких цен (который для нефти в среднем составляет порядка 40 долларов за баррель).

    В новом бюджете делается немало важных шагов для повышения результативности государственных расходов. Однако при безусловной важности выбранных приоритетов в решении поставленных проблем мне тоже видится некоторая несбалансированность.

    Известно, например, что увеличение расходов на здравоохранение улучшает показатели состояния здоровья населения только при условии правильной организации медицины. В нашей стране сохраняются колоссальные перекосы в этой сфере: так, по числу врачей на душу населения мы опережаем ЕС на 40 процентов, по числу больничных коек на душу - почти вдвое, однако при этом больницы не оснащены современным оборудованием и порой не имеют простейших лекарств. Другой пример. По расходам на науку Россия заметно уступает ведущим странам, однако опережает большинство стран, находящихся на одном с нами уровне развития (и часть более успешных стран - таких как Испания, Ирландия, Греция). Но по результативности научных исследований и разработок (таких как количество патентов, число публикаций в авторитетных журналах) наша страна безнадежно отстает не только от западных, но и от восточноевропейских. Таким образом, необходимо, чтобы темпы реформирования образования, здравоохранения, науки по крайней мере не отставали от наращивания финансирования (а в идеале - предшествовали ему). В противном случае значительное увеличение финансирования здравоохранения (на 32 процента) или науки и конструкторских разработок (на 31 процент) не обеспечат снижения в стране смертности или ускорения научно-технического прогресса.

    К наиболее острым долгосрочным проблемам можно отнести перспективы пенсионной системы. Ожидается, что реальные размеры пенсий продолжат рост. Но продолжится и расширение разрыва между ними и уровнем заработной платы: отношение средней трудовой пенсии к средней зарплате снизится с 28 процентов в 2005 году до 25,5 процента в 2009 году. В 2008 году увеличатся отчисления в накопительную пенсионную систему, и, соответственно, сократятся ресурсы, направляемые на финансирование текущих пенсий на фоне долгосрочной тенденции ухудшения соотношения между числом пенсионеров и работников. Представляется, что срочной и приоритетной задачей служит выработка четкой долгосрочной стратегии развития пенсионной системы.

    Таким образом

    Необходимо удержать хрупкий баланс между продолжением курса на снижение налоговой нагрузки и новой тенденцией наращивания расходов, определиться, как обеспечивать долгосрочную устойчивость пенсионной системы в условиях сокращающихся поступлений единого социального налога (ЕСН), активизировать реформы в государственном секторе, чтобы дополнительные расходы не утекали в песок. И только если все это удастся осуществить, экономика получит стимулы для долгосрочного развития, а налогоплательщики ощутят, что уплачиваемые ими налоги дают достойную отдачу.

    Поделиться