Правда, сказать, что российский внешний долг растет за счет государственных заимствований, было бы не совсем верно. Государство действительно рассчитывается по долгам, сокращая таким образом взятые прежде на себя обязательства. Кредиты Всемирного банка, а они по уставу ложатся долговым бременем на Российскую Федерацию, слишком малы, чтобы всерьез беспокоиться о нарастании доли государственных заимствований в общей структуре внешнего долга. Отметим, что доля госдолга сокращается, доля компаний и банков растет. Вместе с тем появилась новая тенденция. Внешний долг, номинированный в рублях, растет быстрее валютного. В том числе и государственный. А все потому, что нерезиденты, пусть и с ограничениями, допущены на российский внутренний рынок государственных ценных бумаг. Поэтому минфин, прибегая к заимствованиям на внутреннем рынке, берет взаймы не только у российских компаний и банков, но и у иностранных инвесторов, которые охотно кредитуют российскую экономику.
Итак, банки за первое полугодие увеличили свой внешний долг с 50,2 миллиарда долларов до 67 миллиардов, а внешний долг нефинансовых предприятий вырос за тот же период со 126 до 141,3 миллиарда долларов. Причем речь идет о заимствованиях в первую очередь компаний с государственным участием. Отметим, что разбивка корпоративного долга на частный и государственный (долг компаний, в которых на долю государства приходится более 50 процентов. - Прим. авт.) еще не опубликована. Но, исходя из тех крупных сделок, которые были зафиксированы в текущем году, доля внешнего долга госкомпаний и госбанков остается высокой. И нарастание этого долга, считают эксперты, является тревожным фактором. С одной стороны, как заявляли не раз высокие чиновники, этот долг нельзя назвать государственным. Хотя кредиторы, давая займы компаниям с государственной долей участия, считают этот долг государственным. Да и российская долговая практика фактически признает этот факт. Напомним, о чем неоднократно писала "Российская бизнес-газета": в структуру внешнего долга входят так называемые ВЭБовки. Этот долг набирали российские внешнеторговые объединения и предприятия еще в старые советские времена, платить по ним приходится российскому правительству. Хотя многие из тех предприятий не только живы, но и работоспособны. Так что и в случае каких-либо финансовых неурядиц правительство возьмет на себя обязательства по внешним долгам предприятий с государственной долей участия. В этом не сомневаются российские эксперты, в этом не сомневаются и иностранные кредиторы. Потому-то и дают в долг, причем немалые средства.
Еще одна статья накапливания внешнего долга как государственным так и частным сектором выражена в рублях. Она выросла с 32,6 до 40,8 миллиарда долларов. Как мы уже говорили, на государственную часть ложатся те заимствования, которые проводит минфин на внутреннем рынке. Причем увеличение рублевого долга зафиксировано до момента формального перехода к полной конвертируемости рубля. Пока нет данных за третий квартал, но большинство финансовых экспертов уверены, что рублевая часть внешнего долга будет расти быстрее валютной. Во-первых, потому, что минфин будет год от года увеличивать долю заимствований на внутреннем рынке, сокращая таким образом формально внешний долг. Этот факт зафиксирован в Долговой стратегии. А, во-вторых, для инвесторов интересен российский рынок госбумаг, особенно в условиях укрепления рубля, когда на рынок в большом количестве идут спекулятивные инвесторы.
Для России приход таких инвесторов в перспективе может оказаться чреватым неприятностями. Вроде бы, сокращая внешний долг и наращивая внутренний, сокращаются валютные риски для бюджета. Для страны, чей бюджет является сырьевым, сокращение рисков нужно, так как Россия не может повлиять на мировую конъюнктуру цен. Ситуация на сырьевых рынках, в свою очередь, всегда остается достаточно волатильной и может постоянно меняться. Причем цены могут обрушиться не только быстро, но и резко. И стремительное их падение может привести к тому, что расплачиваться даже по внутренним долгам придется, прибегая к запасам, которые хранятся в Стабилизационном фонде.
Но есть и еще одна статья внешнего долга - это заимствования субъектов Федерации. Правда, за полгода долг по этой статье сократился с 1,2 до 0,8 миллиарда долларов. Но регионы, скорее всего, будут прибегать к внешним заимстовованиям. Виной тому - реформа межбюджетных отношений, в результате которой регионы получили много расходов с малыми статьями доходов. Что касается региональных займов, то, напомним, что два года назад в Вашингтоне было принято решение о предоставлении займов Всемирного банка субъектам Федерации без гарантий Федерального центра. Отобрано сразу было пять регионов. Речь идет, кончно же, о регионах-донорах. Какие-то небольшие кредиты регионам предоставлены были. Но до массового заимствования пока далеко.
Между тем
Инвестиции в основной капитал в России в августе 2006 года по сравнению с августом 2005 года выросли на 12,6 процента и составили 410 миллиардов рублей. При этом по сравнению с июлем 2006 года инвестиции в основной капитал увеличились на 8,1 процента. Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
В январе-августе 2006 года инвестиции в основной капитал в РФ выросли на 11,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Напомним, что в августе 2005 года инвестиции в основной капитал по сравнению с августом 2004 годом увеличились на 9,2 процента.