10.10.2006 05:04
    Поделиться

    В Москве прощаются с Анной Политковской

    Красные розы и гвоздики пышным ковром застилают узкий тротуарчик у второго подъезда дома N8/12 по Лесной улице. С каждым днем живых цветов на месте, где убили Анну Политковскую, становится все больше.

    Их охапками несут москвичи, сочувствующие горю родных и друзей погибшей журналистки. Среди алых лепестков тускло мерцают зажженные свечки, воск капает на асфальт. На стене рядом с входом в подъезд наклеены многочисленные плакаты с портретами Анны и призывами к властям сделать все возможное, чтобы найти убийц. Над дверью соседи погибшей повесили большую икону.

    К решеткам окон и фонарным столбам привязаны черные ленточки с надписями "Помним", "Скорбим". Прохожие молча останавливаются напротив своеобразного мемориала. Некоторые из них, особо верующие, потом заходят в расположенную на другой стороне Лесной улицы церковь Николая Чудотворца, чтобы помолиться за душу погибшей.

    За двое суток, прошедшие с момента гибели Анны Политковской, количество вероятных мотивов преступления увеличилось. И продолжает возрастать, запутывая картину трагедии. Но некоторые детали субботнего происшествия на Лесной улице прояснить все-таки удалось.

    Так, предположение о том, что действовал киллер-непрофессионал, по мнению наших источников в МВД, можно считать неубедительным. Первоначально в пользу этой версии говорило очень странное поведение киллера. Предполагаемый убийца Анны откровенно игнорировал камеру видеонаблюдения, открыто установленную над подъездом дома. И соответственно следователи достаточно оперативно получили его изображение. И хотя черты лица преступника различить довольно сложно, но и имеющуюся в наличии информацию оперативники характеризуют как "весьма ценную".

    На сервер вневедомственной охраны поступила запись с видеокамеры наблюдения, на которой хорошо различим молодой человек ростом около 180 см, худощавого телосложения, одетый во все темное, который входит в подъезд дома, где жила жертва, и выходит из него сразу после убийства. На записи хорошо видно, как он снимает с руки желтую "садовую" перчатку, выбрасывает ее и уходит. Позднее эта перчатка и была обнаружена на том самом месте. Кроме того, убийцу видели и сотрудники расположенной рядом аптеки.

    Ни вывести из строя камеру наблюдения перед преступлением, ни хотя бы попытаться скрыть свое лицо очками или маской киллер даже не попытался.

    Тем не менее сегодня уже очевидно, что речь не идет о дилетанте. Милиция изъяла записи с камер видеонаблюдения супермаркета "Рамстор", где накануне трагедии совершала покупки Анна Политковская. Там запечатлен и киллер, и его предполагаемая сообщница - женщина лет тридцати. Как сообщил наш источник в ГУВД Москвы, за своей жертвой они следили довольно грамотно и технично. Кроме того, ни оружие, ни характер исполнения преступления не вызывают сомнения в профессионализме преступников. Пистолет с глушителем был боевым оружием (в отличие от кустарно переделанного газового пистолета с некачественным глушителем, который использовался при убийстве зампреда ЦБ Андрея Козлова).

    По мнению судмедэкспертов, из четырех выстрелов три были смертельными, пули попали в сердце и в голову, что также не характерно для стрелка-любителя.

    Еще одна говорящая деталь, свидетельствующая о тщательности подготовки к преступлению. В Москве совсем нетрудно купить компьютерный диск с базой данных практически на любого горожанина, включая и его место прописки. Но Анна Политковская проживала как раз не по месту своей официальной регистрации. То есть не на Долгоруковской улице, а на Лесной. Организаторы преступления и это знали. Наконец последний штрих: киллер открыл огонь в тот момент, когда женщина вошла в кабину лифта на первом этаже: таким образом, у жертвы не было никаких шансов на спасение.

    - Убийца не любитель, - говорят специалисты в МВД. - Либо он откровенный камикадзе, либо был полностью уверен в надежности заказчиков преступления.

    - Почему вы говорите в прошедшем времени - был?

    - В любом из двух вариантов нельзя исключать ситуацию, что его уже нет в живых. Даже если ему предоставили гарантии безопасности и обеспечили пути отхода. Для организаторов преступления он, естественно, сейчас самое опасное звено.

    Следствие, разумеется, обязано расследовать все версии преступления, но общественность и коллеги Анны обсуждают практически только один мотив: месть за профессиональную деятельность погибшей.

    Очень показательно, что владельцы "Новой газеты" призвали воздержаться от скоропалительных обвинений. Объявив о вознаграждении в 25 миллионов рублей за информацию, которая помогла бы установить заказчиков, организаторов и исполнителей убийства, акционер издания депутат Госдумы Александр Лебедев сказал: "Анна Политковская принадлежала к числу резких критиков власти, и самое простое сегодня - заподозрить тех, кого она критиковала. Надо задуматься - не тот ли это путь, на который подталкивают нас истинные заказчики убийства?"

    Между тем жизнь в доме N8/12 идет своим чередом. Работают находящиеся в полуподвальных помещениях антикварный салон и аптека. Кстати, они были открыты и в день трагедии. Корреспондент "РГ" заглянула в магазинчик под "зеленым крестом" с целью узнать, может, в субботу продавцы заметили что-нибудь необычное? Однако аптекарша отрицательно покачала головой. Девушка сказала, что видела, как около четырех часов вечера Анна Политковская припарковала у тротуара свою серебристую "десятку" и направилась к подъезду. Шел ли за ней кто-то подозрительный, продавщица сказать затруднилась. Дело в том, что из окон аптеки видны лишь ноги проходящих мимо людей.

    Поделиться