10.10.2006 03:20
    Поделиться

    Владимир Снегирев: Нельзя безнаказанно провоцировать Россию

    Грузинский президент нарушил все обещания, данные им в ходе своей избирательной кампании. В декабре 2003 года мы беседовали с ним в Тбилиси с глазу на глаз, и тогда Саакашвили в свойственной ему темпераментной манере клялся в том, что будет решать проблемы автономий исключительно мирным путем, что нет никаких оснований подозревать у него наличие антироссийских настроений. "Я не перестану повторять: мы должны восстановить полномасштабное и плодотворное сотрудничество с Россией во всех областях", - дословно сказал мне тогда ниспровергатель Эдуарда Шеварднадзе. Однако поступил ровно наоборот.

    Не стану сейчас рассуждать о его мотивах и строить догадки о том, кто реально управляет Грузией, не это тема моего комментария. Речь о другом.

    О нас. Санкции в отношении режима Саакашвили не могут быть санкциями, направленными против всех грузин. Иначе они оборачиваются против самой России. То, что сегодня позволяют себе ретивые начальники в Москве (и, возможно, в других городах Федерации), по сути, дискредитирует сами санкции. Точечные, выверенные удары по режиму (экономические, политические, военные) с просчитанными последствиями - это одно, а преследования людей, живущих в Москве или Питере, и только по той причине, что они грузины, - это совсем другое. Это очень опасно, потому что развязывает руки доморощенным негодяям, которые только и ждут сигнала, чтобы исполнить заветную мечту "Россия для русских".

    Теперь абсолютно ясно, что способно погубить нашу страну. Нет, не низкие цены на нефть. И не нашествие китайцев. И даже не птичий грипп. Наше государство погубят отдельные государевы люди. Любое озвученное наверху решение они истолковывают по-своему и исполняют с таким усердием, что в итоге эффект получается прямо противоположный ожидаемому. В желании угодить начальству они выдвигают свои сугубо личные инициативы, которые буквально сводят на нет любую, даже самую здравую идею.

    Такие ретивые чиновники у нас водились всегда - что при царском режиме, что при коммунистах. Увы, наступившая демократия, как ни странно, ничуть не поколебала желание чиновников (а также иных депутатов, бизнесменов, деятелей культуры, журналистов) прогибаться и бежать впереди паровоза. Вы там наверху только скажите, в какую сторону бежать, а мы уж так припустим, что не догоните.

    Когда в разгар перестройки на Старой площади высказали вполне здравое беспокойство по поводу всеобщего пьянства и приняли ряд в основном здравых решений по ограничению производства и продажи алкоголя, то наши холуи с криком "ура" вырубили под корень все виноградники и закрыли почти все винно-водочные точки, что немедленно свело на нет благие усилия авторов замысла и больно ударило по репутации власти.

    Когда в начале 90-х возникла локальная проблема дудаевской Чечни, то "лучший министр обороны всех времен" вначале пообещал Кремлю решить вопрос одним полком, а затем, когда авантюра провалилась, приступил к ковровым бомбардировкам, наплодив на Кавказе врагов на десятилетия вперед.

    Когда сверху последовали сигналы о необходимости укреплять нашу национальную валюту, то часть политиков, войдя в раж, стала лоббировать закон, запрещающий упоминание доллара и евро. Они забыли Ходжу Насреддина: "Сколько ни говори "халва", во рту не станет слаще". Все мы видим теперь по телевизору, в какой ступор впадают Кудрин и Греф, когда им приходится называть финансовые показатели, обозначенные в американской или европейской валютах.

    Мы опять, забыв уроки недавнего прошлого, сами множим ряды своих врагов. Только теперь не ковровыми бомбардировками, а тотальной глупостью.

    Да, есть вертикаль власти и дисциплина исполнения государственных решений. Есть ответственность чиновника за порученное ему дело. Но это ничего общего не имеет с угодничеством и глупостью.

    Об авторе

    Владимир Снегирев возглавляет "Национальный банковский журнал", в прежние годы был главным редактором ряда газет и журналов, работал собственным корреспондентом "Комсомольской правды" в Афганистане, награжден орденом Красной Звезды, лауреат различных журналистских премий, автор многих книг публицистики и документальной прозы.

    Поделиться